Табачные компании готовы смириться с ограничениями на производство и продажу табачных изделий, которые Россия введет в ближайшие пять лет. За это время "табачникам" предстоит пережить рост акцизов, новые правила маркировки и упаковки сигаретных пачек, а также полный запрет на рекламу "курева" и ограничение мест его продажи.
Госдума дала добро на присоединение России к "антитабачной"
конвенции ВОЗ на пленарном заседании 11 апреля. До сих пор мы оставались одной
из 17 стран-членов ВОЗ, которые еще несколько лет назад подписали конвенцию, но
затягивали с ее ратификацией. "Вопрос тормозили в правительстве", - пояснил
причину такого промедления один из главных думских борцов с табакокурением
Николай Герасименко.
Присоединение к конвенции обойдется федеральной казне
максимум в $140 тыс. Именно такую сумму взноса нам предстоит ежегодно вносить на
проведение конференции ВОЗ, отмечает замминистра здравоохранения Юрий Воронин.
Возможные потери табачных компаний от ратификации документа на Охотном ряду пока
не подсчитывали.
Гораздо больше парламентариев интересовали масштабы табачной
"эпидемии", охватившей Россию в последние годы. По данным Сентюрина, каждый год
от заболеваний, связанных с табакокурением, на тот свет отправляется по 500 тыс.
россиян. "С 2003 года в стране стали курить на 30% больше", - сообщил
замминистра. Возрастающий спрос с лихвой покрывают "табачники".
"Транснациональные монополии поглотили все наши отечественные табачные фабрики,
- заявил Герасименко. - И если в 1996 году они снабжали нас 220 млрд сигарет в
год, то в 2006 году - уже 414 млрд".
Дешевизна "отравы" - не последний фактор в зависимости
россиян от никотина. "В России самые дешевые сигареты без фильтра - 4 рубля -
это дешевле, чем проезд в метро", - возмутился депутат. Отучить россиян от
вредной привычки депутаты постараются, повысив госакцизы. "Сейчас с пачки ценой
в 30 рублей акциз составляет 3 рубля - это издевательство, - считает "единоросс"
Владимир Мединский. - В Европе за пачку в 5 евро акциз берут по 4,5 евро".
Помимо роста акцизов на табачную продукцию производителей,
согласно конвенции, ожидает переход уже в ближайшие три года на новый формат
упаковки и маркировки сигаретных пачек. Как и в Европе, предупредительная
надпись на пачке о вреде курения будет занимать не менее 30% (сейчас всего 5%)
площади. По словам директора по корпоративным отношениям "Бритиш Американ
Тобакко Россия" Александра Лютого, с технологической точки зрения внедрение
новой упаковки для всех брэндов на российском рынке займет у производителей не
менее одного года. "Эсер" Михаил Емельянов считает, что это требование под силу
выполнить разве что крупным игрокам на рынке, в число которых не входят
отечественные "табачники".
Полный запрет на рекламу табака в течение пяти лет - еще
одно требование конвенции. "Сейчас в такой рекламе используют образы красивых,
эмансипированных девушек, которые демонстрируют в процессе курения свою
независимость и успех", - сказал Герасименко. Курят, по его словам, и все актеры
в фильмах. "В итоге складывается впечатление, что курение - неотъемлемый атрибут
русского человека", - отметил депутат.
Если не ограничить места продаж сигарет, запрещать их
рекламу бессмысленно, считает Мединский. По его словам, торговлю никотиновыми
"палочками" следует разрешить лишь в крупных супермаркетах и кафе-ресторанах.
"Ну-ну, откроем в каждой деревне по супермаркету!", - отреагировал в ответ
"жириновец" Сергей Иванов.
За введение госмонополии на производство и продажу табака
высказались на заседании депутаты от КПРФ и ЛДПР. "В этом случае мы бы полностью
компенсировали доходы от нефти", - заявил лидер ЛДПР Владимир Жириновский.
Отказаться от "радикальных мер" призвал парламентариев замминистра. Хотя и
признал: конвенция не запрещает России пойти по этому пути.
Против новых правил не стал возражать "Табакпром",
объединяющий порядка 90% производителей табачной продукции в России. "Табачники"
напомнили, что большинство требований конвенции уже содержится в законах. К
примеру, установленные Налоговым кодексом РФ акцизные ставки на 2008-2010 годы
предусматривают ежегодные темпы роста акцизов на табачную продукцию в целом на
20%, что выше инфляции. В то же время компании просят не запрещать наружную
рекламу табака, которая, по их словам, разрешена в таких странах-членах ВОЗ, как
Германия, Япония и Швейцария.