У нас только начинают появляться качественные стоянки для катеров и яхт. И хотя сервиса в них пока нет, а требования по экологичности не соблюдаются, мы стремимся к евростандартам.
В частности, экологический знак "Голубой флаг" получили пока только два
яхт-клуба: "Франкарди" (или "Петровский", что на наб. реки Ждановки) и яхт-клуб
"Балтиец". Этот знак гарантирует, что его обладатель не загрязняет окружающую
среду. Подразумевается, что все прочие так или иначе это делают.
"Это и неудивительно. В наших яхт-клубах (даже позиционирующих себя как
элитные) не хватает самого элементарного, например устройств для утилизации
отходов с яхты или катера, - рассуждает Сергей Суслин, совладелец группы
компаний "КатерДилер". - Их приходится просто выбрасывать. Сами понимаете, это
не слишком полезно для окружающей среды. Мы находимся просто в XIX веке по этому
показателю! О заправках и говорить нечего. Нужно пройти, образно говоря, 34
инстанции, чтобы таковые установить. Я своими глазами видел многостраничный
документ с требованиями, которые необходимо выполнить, чтобы открыть всего пять
заправок на воде. Пока сохранится такая волокита, ни о каком улучшении ситуации
говорить не приходится".
Однако пример Москвы показывает, что при наличии денег у инвесторов и
понимания у чиновников можно создать вполне сносную для российских условий
инфраструктуру. "В Москве я знаю пять-семь яхт-клубов, которые вполне можно
назвать именно яхт-клубами. Там есть и крытые эллинги, и рестораны, и спортивные
залы с бассейном, - рассказывает Виктор Петренко, генеральный директор компании
"Марина Сервис". - В каждом есть заправка и несколько сервисменов, которые
смогут в случае необходимости отремонтировать ваше судно. Проблема лишь в том,
что крупные аварии ликвидировать они не могут - квалификации не хватает,
приходится вызывать мастеров из самой столицы и даже из других стран. Как вы
сами понимаете, это весьма недешево. Кроме того, содержание большой яхты в таких
клубах обойдется ежегодно в 10% от стоимости самой яхты. Но в Петербурге пока
даже этого нет".
Действительно, абсолютное большинство существующих петербургских яхт-клубов
предоставляют лишь места для "парковки" судов, а вот ремонт - это в основном
забота хозяина лодки. Лишь в двух заведениях клиенты могут получить сервисное
обслуживание по предварительным заявкам. Правда, под Петербургом, в
Зеленогорске, уже на днях открывается новый яхт-клуб "Терийоки", и как раз в
нем, по отзывам участников рынка, будет современная марина, оборудованная по
всем европейским требованиям, с сервисом и площадкой для зимнего хранения.
"Насколько я знаю, в петербургских яхт-клубах самое мощное оборудование - это
десятитонные краны. А должен быть хотя бы один для яхт в 100 и 150 т. Причем
даже один - это смешно, но увы, я знаю единственный яхт-клуб в Подмосковье,
который располагает подобной техникой. Пока их не будет много, мы будем отсталой
в плане развития яхтинга страной", - считает Леонид Кац, директор по маркетингу
компании "Звезда Балтики".