Где больные раком живут дольше

Автор фото: "ДП"

У жителей развитых стран более высокие шансы выжить, если они болеют раком, чем у онкологических больных из Африки, Южной Америки и Восточной Европы

К таким выводам пришла группа ученых под руководством Мишеля Коулмана из Лондонской школы гигиены и тропической медицины. Как сообщает сайт www.strf.ru, Коулман и его коллеги изучили данные, собранные по всем пяти континентам, о заболеваемости и смертности вследствие рака молочной железы и рака предстательной железы, соответственно, у женщин и мужчин, и рака прямой кишки у представителей обоих полов. Материал об исследовании под устрашающим названием "Лучшие места в мире, чтобы болеть раком" на днях был опубликован в журнале New Scientist.
Надо сказать, что подобное глобальное исследование в сфере онкологии пвроводится впервые. Информацию для него предоставили более 100 специалистов со всего мира, так что на руках у группы Коулмана оказалась обширнейшая база данных: почти 2 млн историй онкологических больных из 31 страны мира. Анализ этих данных позволит лучше понять, какие факторы влияют на уровни заболеваемости и смертности.
В ходе исследования выяснилось, что уровни заболеваемости и смертности очень сильно различаются по странам. Даже при условии, что устранены такие сильные фоновые факторы, влияющие на общую статистику, как уровень преступности, наличие продовольствия и воды, шансы выжить выше у онкологических больных в Северной Америке, Западной Европе, вообще – в развитых странах, чем у тех, кто проживает в Африке, Южной Америке и Восточной Европе. Например, вероятность выживания в течение 5 лет после диагностирования рака молочной железы в среднем близка или превышает 80% для жительниц США, Швеции, Японии, Финляндии и Австралии, а также Кубы. В Бразилии и Словакии этот показатель падает до 60%, в Алжире – до 40%. Шансы поляков выжить в течение пяти лет после диагностирования рака толстой кишки составляют всего 28,5%, тогда как у мужчин в Японии – 50,4%, в Испании и Франции – 54–57%.
Серьезные различия наблюдаются и внутри некоторых стран в зависимости от принадлежности онкологических больных к разным социальным и расовым группам или регионам. Например, в США, у белых женщин по сравнению с чернокожими на 14% выше шансы выжить в течение пяти лет после диагностирования рака молочной железы, и на 11% – после диагностирования рака прямой кишки. Показатель пятилетней выживаемости у белых и цветных мужчин после диагностирования рака предстательной железы в тех же США различается на 7%, также в пользу белых. В Великобритании, где показатели по всем видам рака, по которым проводилось исследование, оказались хуже, чем в среднем в Европе, положение дел в Шотландии и Северной Ирландии все же лучше, чем в Уэльсе.
Значительная разница в выживаемости определяется прежде всего доступностью и своевременностью новейших методов диагностики и лечения. Специфика ведения статистики заболеваний раком и смертности от рака в различных странах также могла повлиять на результаты исследования, отмечают другие специалисты.
Россия не принимала участие в этом исследовании, мы не могли бы даже предоставить необходимые для сравнительного анализа данные. Онкологические заболевания, наряду с болезнями системы кровообращения и костно-мышечной системы – основные причины смерти в стране, но в России сегодня не ведется федеральный регистр раковых больных, нет данных по заболеваемости и выживаемости при различных видах рака. Если же принимать во внимание полуофициальную информацию, то Россия с большой вероятностью оказалась бы в конце коулмановского списка "лучших мест".
Например, в США пятилетняя выживаемость больных раком предстательной железы достигает 92% – это лучший показатель в исследовании Коулмана. За период с 1973 года по 1998 год этот показатель в США повысился на 1%. Медицинские статистики в России также отмечают снижение летальности в результате рака предстательной железы: с 1990 года по 1999 год он снизился с 23,6% до 18,9%. Однако в целом показатель остается пока слишком высоким. При этом в России менее трети пациентов с раком простаты наблюдаются в течение пяти и более лет, а число больных этим видом рака выросло за это время практически вдвое.