Биржи вошли в штопор

Доигрались. Вчера обвал российского фондового рынка достиг таких темпов, что обе ведущие биржи - ММВБ и РТС вынуждены были остановить торги. Падение индекса РТС к моменту остановки превысило 11%, а индекса ММВБ - 16,5%. Аналитики и журналисты дружно начали просматривать биржевые сводки кризисного 1998 года, чтобы провозгласить, когда в последний раз наблюдалось такое падение. Может, и никогда. Какая теперь разница?

Важно другое. Биржевой Армагеддон наблюдался вчера в одной отдельно взятой стране. Ни один из мировых фондовых индексов не терял за день более 7%. Хотя справедливости ради надо отметить, что некоторые из них тоже демонстрировали рекордные темпы падения. Таким образом, финансовые власти России вчера опозорились на весь мир.
Первые лица государства российского уже которую неделю твердят с телеэкранов, что фондовые рынки падают не только у нас, а и во всем мире по вине США, где финансовые институты рушатся один за другим. А с отечественной экономикой все в порядке. На финансовых рынках средств хватает, а если не будет хватать - Центробанк подкинет. Хоть триллион рублей.
Игроки на понижение котировок (на биржевом сленге - "медведи") только смеются в ответ на эти заклинания. Мол, раньше думать надо было, когда выбирали президента с говорящей фамилией. Зато инвесторам не до смеха. Многие из них по сравнению с началом года стали наполовину беднее. Чтобы начать рост или хотя бы притормозить падение, рынку нужны свежие деньги. Однако денежных интервенций на биржах не видно. Видны и слышны с телеэкранов лишь вербальные интервенции. Биржевые игроки уже окрестили их "оральными".
В предыдущие полтора года ситуация на фондовом рынке России напоминала качели: индексы летали то вверх, то вниз. В последние же четыре месяца это скорее тарзанка. Рынок падает в глубокую пропасть, не зная, выдержит ли привязанная к ногам резинка. Инструктор наверху подбадривает: все в порядке. Только можно ли ему верить?
Казалось бы, подавляющему большинству населения страны нет никакого дела до этой биржевой суеты. Подумаешь, разорится тысяча-другая инвесторов и пара-тройка инвестиционных компаний. Ну, еще пайщики заберут остатки денег из ПИФов и зарекутся покупать ценные бумаги. И детям запретят. Сотня-другая управляющих лишатся работы. Делов-то!
К сожалению, среди пострадавших могут оказаться не только биржевые игроки. Многие компании черпали деньги для развития на фондовом рынке. Пользуясь благоприятной конъюнктурой, они продавали облигации либо закладывали акции в обеспечение кредитов. Залоги теперь обесценились, а на рефинансирование займов денег не сыщешь днем с огнем. Волна банкротств может прокатиться по всем секторам экономики. И заденет каждого.