Антон Носик: "Закона, регулирующего интернет-пространство, в демократической стране быть не может"

Автор фото: Фото: Евгений Асмолов
Антон Носик

В конце прошлой недели Антон Носик сообщил о своем уходе из компании SUP, где он работает с 2006 года. О том, чем он займется в ближайшее время, - в эксклюзивном интервью для "ДП".

Почему вы решили уйти из SUP и чем планируете заняться?
За последние пару лет в СУПе мной не было создано никакой новой сущности. А это, согласитесь, скучно. Что касается проектов, то я остаюсь управляющим партнером фонда Reveality Venture Capital: будем создавать и покупать новые проекты, разработки. Я по-прежнему буду заниматься своим благотворительным фондом Pomogi. Org, которому в октябре исполнится два года. Надеюсь, к этому времени средства, привлеченные и направленные фондом на благотворительные цели, превысят $2 млн. Но основным местом моей работы станет новостной сайт деловой и финансовой информации.
Достаточно послушать, сколько раз в день нынешней осенью в разговорах где-нибудь в кафе, ресторане или общественном транспорте упоминается значение индекса РТС, чтобы понять: людей, которых интересует эта тема, очень много. Их больше, чем было в то время, когда я создавал Lenta.ru. И в этой ситуации существование, по сути дела, монополии "РосБизнесКонсалтинг" на рынке деловой и финансовой информации - явление удивительное и, мне кажется, не совсем правильное. Если такой спрос, то должно быть хотя бы такое же предложение. Тем более, что РБК мигрировал из сферы деловой информации в сферу общественно-политическую. И сейчас играет в основном на площадке Lenta.ru.
Вы считаете, что интернет-проектов, посвященных деловой и финансовой информации, недостаточно?
Английский писатель Гилберт Кит Честертон сказал, что падать можно под бесконечным количеством углов, а стоять только под одним. Попыток осваивать нишу РБК действительно очень много. И заметная их часть имеет более ранее происхождение, чем сам РБК. Если посмотрим на АК&М, Прайм-ТАСС, Финмаркет, Ореанду и пр., то все это приветы из второй половины 1990-х годов, если не из первой. Но это попытки. И никто рядом не стоит с РБК ни по доходам, ни по капитализации, ни по известности торговой марки. А должен быть кто-то еще.
Идею, что надо бы этот рынок пощупать, я озвучивал еще в 2000-м году. Но тогда, к сожалению, у меня были другие приоритеты. А сегодня, когда на меня вышли люди, которые рассказали мне все то, о чем я говорил семь лет назад, я подумал: круг замкнулся. В этом есть какая-то своя логика. И я взялся за этот проект. При том, что я не экономист, не экономический журналист и в общем-то никакой не бренд на этом рынке. От меня ждут, что я сделаю успешный интернет-проект. И я его сделаю с божьей помощью.
Чем конкретно будете заниматься?
Я буду главным редактором. Тем человеком, который отвечает за все: строит разработчиков, дизайнеров, информационных партнеров, обучает редакторов, формирует команду...
Контент ведь тоже будет в вашем ведении?
Скорее, динамика его движения. Я не могу рассказать экономическим журналистам, опередила ли в нынешнем году компания "Роснефть" компанию "ЛУКОЙЛ" или это только видимость. Тут мое мнение неинтересно даже мне самому. А вот как сделать так, чтобы я как целевая аудитория прочел статью и понял, опередила ли "Роснефть" "ЛУКОЙЛ", - это я могу рассказать. В этой истории прекрасно то, что я сам целевая аудитория. Я человек, который не получает зарплату за то, чтобы интересоваться, что там происходит в мире бизнеса, экономики и финансов, но человек, который может остаться без этой самой зарплаты, если не будет в этом ориентироваться. Это существенный фактор интереса людей, которые читают финансовую информацию.
Несмотря ни на какие перемены, мы играем сегодня с государством в те же кошки-мышки, что и десять лет назад. Если в отношении пенсионеров и малоимущих государство пытается проявить какую-то опеку, то в отношении человека, который хочет сам себя прокормить, государство тратит свои недюжинные силы на то, чтобы его разорить. И в какую сферу ни кинься, везде стоимость производства и сырья дорожает, а заработанное обесценивается. Если в этом не ориентироваться (даже если ты хорошо рисуешь сайты или забиваешь гвозди и этим надеешься себя прокормить), то при такой ситуации доходы съест либо инфляция, либо очередной дефолт.
Сколько будет вложено в этот проект?
Создание с нуля и первые три месяца работы проекта Lenta.ru обошлись всего в $100 тыс. Интернет-проект не должен создаваться на большие деньги. Единственное, к чему это приводит, - растраты. На большие деньги нужно строить машиностроительные заводы или банки. Интернет-проекту помещение нужно только для отдела продаж и совещаний топ-менеджмента. Вся остальная работа может и должна делаться на дому.
В 2000 г. я впервые попал в Нью-Йорк. Собираясь уезжать, я позвонил в авиакомпанию забронировать билет. А заодно решил выяснить, сколько времени мне понадобится, чтобы добраться до аэропорта. "Мне трудно ответить на ваш вопрос, - сказала мне оператор. - Я никогда не была в Нью-Йорке. Я говорю с вами из Миннесоты". Это к вопросу о том, как использовать бизнес-процессы. Можно как способ освоения денег на красивую жизнь участников этого бизнес-процесса. И тогда нужны большие средства на офисы в центре Москвы, служебные машины, наружную рекламу и прочее. Мне же интересно создавать сущности, которые сами себя кормят и за счет этого растут.
Во что вы инвестируете свои свободные средства?
Я стараюсь так вопрос для себя не ставить. Если есть ситуация, когда ты растишь свои сбережения с нуля до точки, когда они решат какую-то твою проблему (крыша над головой, хорошее образование и т. п.), тогда стоит подходить к вопросу инвестирования денег как к точной науке. Но если у тебя от инвестирования в жизни зависят абстрактные вещи, вроде общей рентабельности твоих сбережений, задумываться над этим - напрасная трата времени и нервов. Плохо вложенные средства приносят 2-3% дохода, хорошо вложенные - 20-30%. Если я вижу перспективный с моей точки зрения проект и мне по карману стать его участником, я это делаю. Интернет-компания, созданная с первоначальными инвестициями в размере $100 тыс. и проданная через год за миллион, приносит деньги, которых ни один ПИФ, депозит или облигация не даст и даже не обещает.
Каким вы видите свое дальнейшее сотрудничество с компанией SUP?
LiveJournal (платформа для блогеров Живой журнал принадлежит медиакомпании "СУП". - Ред.) - это большая ценность для нашей страны, потому что второго СМИ с месячной аудиторией 9,5 млн человек просто нет. Как сказал однажды Виктор Лошак (главный редактор журнала "Огонек", в 1990-х возглавлял "Московские новости". - Ред.) своим журналистам, собиравшимся писать про конфликт в редакции "Известий": "Будьте аккуратны, потому что "Известия" - это наш Большой театр" (имея в виду, что газета сама по себе - это некоторая ценность и никакая публикация в "Московских новостях" не должна нанести ей ущерб). ЖЖ сегодня - это наш Большой театр. И поскольку с SUP у меня никакого конфликта не было, мне хочется сохранить продуктивный диалог и обмен мнениями. Возможно, отношения сохранятся в виде консультативной структуры, которая позволит учитывать мое мнение до, а не после того, как что-то существенное будет сделано.
В конце сентября в Госдуме появится законопроект о регулировании интернет-пространства. Каким, по-вашему, может быть этот закон?
В моем представлении, в демократической стране закона, регулирующего интернет-пространство, быть не может. Это чушь. Если я сообщу заведомо ложную информацию о готовящихся терактах, меня накажут по ст. 207 УК. Неважно, буду я это делать по телефону, телеграфу или через интернет. Уже есть законы, которые говорят, что можно и что нельзя делать. Что действительно нужно - это разъяснения, учитывающие нынешние реалии, включая интернет.
Чего вы ждете в ближайшее время в интернете?
Во-первых, людей. С общей компьютеризацией страны их тут должно стать больше. Во-вторых, изменения структуры потребления. Люди все больше времени проводят в интернете. При этом сложно сказать, что рынок контента к этому готов. Сегодня у нас нет по крайней мере трех вещей: eBay, CraigsList и Yelp. Все, что существует, - лишь их прототипы. Molotok. ru, прототип eBay, существует с 1999 г. Но, к примеру, за моим желанием продать там Землю Франца-Иосифа и за миллионом того, кто хочет у меня ее купить, не стоит никаких обязательств продавца и никакой ответственности покупателя. еBay потому так велик и успешен, что все стороны там отвечают конкретными живыми деньгами.
CraigsList - это доска персональных объявлений. Есть отдельные специализированные площадки (типа Auto. ru,) но одной, где можно найти сразу все и не платить при этом площадке как посреднику, нет. Та же история и с YP. Нет ресурса, несмотря на существование в Рунете "желтых страниц", на котором при запросе о компании вы получаете актуальный адрес, расценки, отклики простых пользователей и т. п. Нужно иметь огромный массив баз данных, уметь стимулировать обычных пользователей быть активными участниками этих площадок и пр. Хотя предпосылки взяться за это есть у нескольких ресурсов.