Об увольнениях "белых воротничков", расходах на PR в условиях кризиса и о том, где на самом деле есть проблема рассказали генеральный директор коммуникационного агентства SPN Ogilvy, глава компании "Такси-Блюз" и руководитель "НПП "Спецтехприбор".
Андрей
Баранников, генеральный директор коммуникационного агентства SPN
Ogilvy: "У наших европейских коллег сейчас приток заказов - в первую
очередь по антикризисному PR. Но в любом случае сидеть сложа руки не стоит -
нужно оптимизировать расходы, следить за рынком, адаптировать продукты. Мы
дополняем пакет услуг спецпредложениями: обсуждаем ряд проектов
коммуникационного сопровождения сделок по слиянию и поглощению и прорабатываем с
клиентами антикризисные программы.
Не советую огульно сокращать PR-бюджеты: в условиях падения спроса
конкуренция за потребителя возрастет - нужны будут креативные и эффективные
инструменты, чтобы приобрести новых клиентов и удержать текущих. Последним нужно
дать понять, что они остаются важны для вас, и сохранить с ними связь. Тогда вы
выйдете из кризиса с пулом лояльных клиентов. Если же компания оказалась в
критической ситуации, необходимо занять открытую позицию в отношениях со СМИ и
показать, что вы владеете ситуацией".
Илья
Шарков, генеральный директор компании "Такси-Блюз": "Число заказов
такси уменьшилось. Возможно, это связано с тем, что люди начинают экономить.
Возможно, это просто такая психология. Все сейчас в ожидании. А какого-то
лекарства от кризиса нет. Увидим, что будет в ближайший год. Не исключаю, что
ситуация ухудшится. Это мировой кризис. Мы все в одной лодке плывем, и, если
Америке сейчас плохо, это не значит, что всем остальным будет хорошо. Но если в
панику никто не впадет,
то, конечно, все будет нормально.
Мы же не обезьяны - придумаем что-нибудь. К тому же это интересно! Зарплаты
начнут уменьшаться. Мы пока никого сокращать не собираемся, у нас лишних людей
нет, но многие работодатели предпочтут вместо двух лентяев взять одного хорошего
специалиста. Будет много белых воротничков, которые вылетят со своих мест. У них
начнутся проблемы с машинами и квартирами, взятыми в кредит, потому что халява
закончилась. У нас ведь полстраны бездельников, никто ничего не производит".
Леонид Аронов, генеральный директор "НПП "Спецтехприбор":
"Сейчас у многих начнет падать объем реализации, значит, на рынке начнется
агрессивная политика и слабые сами уйдут. Жареный петух уже начеку. Огромная
проблема на большинстве российских предприятий - очень плохая организация труда.
Я участвовал в опросе руководителей по заказу КЭРППиТ. Выяснилось, что из
нескольких десятков опрошенных предприятий в Петербурге единицы сертифицированы
по системе менеджмента качества, да и то чаще всего по настоянию клиентов.
Поэтому проблема в голове, а не в банках. Мы сейчас внедряем у себя элементы
системы менеджмента качества. Другое наше лекарство - расширение ассортимента и
диверсификация бизнеса. Планируем тесно сотрудничать с Метрополитеном и РЖД,
будем разрабатывать новую инновационную продукцию. Поэтому собираемся
увеличивать число разработчиков".