Сотовые операторы также почувствуют негативное влияние кризиса, как и все остальные. Произойдет это, прежде всего, на рынке корпоративных абонентов. Эксперты ожидают уменьшения их среднего счета и сокращения числа.
В связи с кризисом компании сокращают свои расходы на
сотовую связь. Корпораторы урезают лимиты сотрудникам, экономят на дорогом
роуминге, - говорит аналитик AC&M-ConsultingАнтон Погребинский,. Кроме
того, вследствие массовых сокращений количество работников, использующих
корпоративные тарифы, уменьшилось.
Сокращения были особенно значительны в финансовой и
рекламной сферах, а также среди консалтеров. Как сообщают в компании по подбору
персонала HeadHunter, работники именно этих сфер всегда активно использовали
корпоративную связь.
Корпоративный сегмент всегда был для сотовых операторов
лакомым кусочком. По данным AC&M Consulting, до кризиса на одну
корпоративную sim-карту приходилось около $50 в месяц, тогда как ежемесячный
средний счет частного лица - $9-10.
Вследствие перехода значительного количества корпоративных
абонентов в частный сектор доходы операторов снизятся, так как личные средства
люди будут использовать более экономно, чем корпоративные, - говорит Максим
Савватин, аналитик IKS-Consulting.
Впрочем, ряд аналитиков считает, что потеря даже большой
части корпоративных клиентов не будет для операторов существенной. Если 30%
корпораторов "отвалится", оператор потеряет 4% выручки, - говорит Константин
Чернышев, аналитик финансовой корпорации УРАЛСИБ. Таким образом, доля
юридических лиц в доходах сотовиков находится на уровне 15%.
Сами операторы не открывают долю корпоративнх клиентов в
выручке и отказываются от прогнозов по этому рынку. Зато в течение последних
двух месяцев представители операторов не раз заявляли о предстоящем росте
потребления среди физических лиц.
Если кризис будет сравнительно неглубоким, это может стать
альтернативной точкой роста. Но аналитик агентства IKS-Consulting Максим
Савватин считает, что активная фаза кризиса еще впереди и предполагает, что
средняя продолжительность разговоров абонентов в 1-2 кварталах 2009 г. может
снизиться на треть.
При этом большинство экспертов сходятся во мнении, что при
всех возможных риска телеком-сектор в условиях кризиса является одним из
наименее уязвимых.