На бирже запахло рыбой

Биржа "Санкт-Петербург" в январе начала пробные торги водными биоресурсами. При должной организации появление этой площадки поможет упорядочить рынок, говорят эксперты. До последнего времени биржа торговала акциями "Газпрома".

Петербургская биржа хочет стать первой в стране площадкой по реализации рыбы и других биоресурсов. В конце 2008 году в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" вступили поправки, согласно которым весь вылов должен реализовываться через российские товарные площадки.
"Пока данный рынок является непрозрачным", - считает главный экономист банка "Траст" Евгений Надоршин. Он уточняет, что "серые схемы" связаны с тем, что вылов часто осуществляется сверх квоты, ценообразование происходит по непонятным схемам, в результате, регуляторы рынка не могут осуществлять над ним полный контроль. Жесткие требования закона могут изменить эту ситуацию, говорит Надоршин.
"Мы работаем с рыболовами в Калининграде и Мурманске и можем начать реальные продажи уже в этом году, - говорит глава биржи "Санкт-Петербург" Виктор Николаев, - эффект для казны будет, но оценить его сложно". По его словам, продажа водных биоресурсов - это очень актуально, ведь население страны из-за кризиса переключается с мяса на рыбу.
До последнего же времени биржа активно торговала акциями "Газпрома" (отчисления в бюджет СПб в 2008 года составили около 200 млн рублей).
Генеральный директор Defa (одна из крупнейших оптовых компаний, в 2008 году реализовала 30 тыс. тонн рыбы) Денис Репинский уверен, что создание такой площадки - решение правильное, однако исход дела зависит в первую очередь от того, насколько грамотно биржевики смогут организовать торговлю, унифицировать сделки по товару. "К примеру, существует миллион вариантов оплаты товара", - говорит Репинский.
Бизнес ждет, насколько активно и последовательно будет руководство биржи "Санкт-Петербург". Один из руководителей ООО СХП "Кузнечное" (в 2008 году реализовали 700 тонн) пояснил, что их компания неоднократно оставляла заявки на сайте биржи, но, никакого эффекта нет. Биржевики должны идти дальше простых заявлений о ведущейся работе и реально помогать заключению сделок, говорят участники рынка.
Создающаяся в Петербурге площадка должна работать как часы – только в этом случае она будет успешной. Денис Репинский приводит в пример норвежскую биржу: там создан унифицированный механизм, когда через аукционы продают всю, установленную квотами рыбу перерабатывающим предприятиям. По его словам, в России должны наладить систему также, чтобы сделки не провисали по времени и реализация происходила в on-line режиме.
Оксана Прохорова