История падения и взлета системы спутниковой связи Iridium — иллюстрация в том числе и того, как важно правильно сегментировать потребителей.
Система спутниковой связи Iridium, конечно, была проектом
века. В 1987 году Motorola разработала концепцию глобальной спутниковой связи на
низкоорбитальных спутниках. В системе должны были работать 77 спутников (столько
же электронов в атоме иридия, отсюда и возникло название). В 1991 году Motorola
создала консорциум Iridium LLC и стала его генеральным подрядчиком. 1996 год
ознаменовался первым спутником системы.
Инвесторы радостно ожидали бума спутниковой связи и активно
вкладывали деньги. Появились и конкуренты — GlobalStar, ICO. Подогрел
ситуацию глава Microsoft Билл Гейтс, заявивший о планах по созданию глобальной
космической интернет–сети из почти 300 спутников. В Motorola заявили: за год
подключат 1,5 млн абонентов, к 2002 году — более 50 млн. В успехе
предприятия не сомневался никто.
Отрыв от реальности всегда чреват опасными последствиями.
Motorola поставила на частных бизнес–пользователей и проиграла вчистую.
Дорогой стартовый пакет (более $8 тыс.) и тарифы делали
услугу неинтересной широкой аудитории. К тому же оказалось, что сотовая связь,
которую никто не рассматривал как конкурента, успела стать глобальной и охватила
все крупные города. А предприниматели, на которых делали ставку в Motorola,
предпочитали роуминг или местные sim–карты вместо глобальной спутниковой связи.
До конца декабря вместо 200 тыс. подключений только 3 тыс. За полгода работы
было продано 8 тыс. трубок и 2 тыс. спутниковых пейджеров.
Читайте также:
Антикризисные истории: как спасли Gucci
Когда акционеры узнали о результатах, генеральный директор
Эдвард Стаяно мгновенно потерял работу. За ним — еще 80 маркетологов и
управленцев. Следующий директор — Дж
он Ричардсон в 2 раза снижает
цены, но это не спасает. Рынок в шоке, акции падают в 5 раз, компании нечем
платить по долгам, которые составили $4,4 млрд.
В августе 1999 года компания объявляет дефолт, заявляя о
неспособности платить по счетам. Поиски стратегического инвестора ничего не
дали. В марте суд по банкротствам принимает решение о ликвидации и предписывает
уничтожить 72 спутника. Но за смешные $25 млн (общий объем инвестиций — более $5
млрд) Iridium приобретает компания, связанная с Пентагоном. У военных уже есть
1,5 тыс. трубок, они планируют довести их количество до 20 тыс. И тут случается
11 сентября 2001 года.
Выясняется, что спутниковая связь нужна и авиакомпаниям, и
спецслужбам, и спасателям, и метеорологам, и транспортникам. Через Iridium
начинают отслеживать грузы, контролировать безопасность. Обрати Motorolа в свое
время внимание на другой сегмент потребителей, банкротства можно было бы
избежать. Но у истории нет сослагательного наклонения.
Виктор Тамберг