Первая в Петербурге игровая зона, адаптированная для детей с множественными нарушениями, открылась в специальной школе №25 Петроградского района. Проект реализован Креативным бюро "АртТерра" при поддержке Информационного бюро Совета министров Северных стран в СПб и компании MC–Bauchemie Russia.
Наши детские реабилитационные центры и коррекционные школы
напоминают скорее больницы для взрослых, чем детские специализированные
учреждения. Игровая зона в специализированной (коррекционной) школе №25 —
это первый в Санкт–Петербурге опыт создания игровой среды, спроектированной с
учетом потребностей
детей с множественными нарушениями.
Все элементы игровой зоны — роспись стен, пола, шторы, диза
йн
игровых объектов — выполнены в едином ключе и связаны с сюжетом сказки
Корнея Чуковского "Айболит". Конструкции игровой зоны были разработаны
специально, исходя из задач коррекционной педагогики и восстановительного
лечения. Большинство объектов позволяют детям получить разнообразные сенсорные
ощущения, вестибулярную и кинестетическую стимуляцию. Впервые для работы над подобным проектом были объединены усилия
профессионалов разных областей: художников, дизайнеров, специалистов в области
разработки и создания образовательных программ для детей, педагогов и врачей.
"Мы, люди, которые занимаются реабилитацией, очень не любим, когда дети идут
в школу. До школы они прыгают, бегают, лазают на детских площадках, играют
разными игрушками, экспериментируют со своим телом, у них богатый сенсорный
опыт," — сказала главный консультант проекта Екатерина Клочкова, врач,
ведущий специалист в области восстановительного лечения для детей с тяжелыми
двигательными нарушениями, сотрудник Санкт–Петербургского государственного
медицинского университета им. акад. И.П. Павлова, директор АНО "Физическая
реабилитация". — В школе дети сидят за партами по 4–5 часов в день, потом
идут домой, где опять садятся за уроки. Очень важно для детей с особенностями
развития дать возможность в школе восполнить психомоторный дефицит. Это такая
приемлемая для школы детская площадка. Она, вообще, должна быть в любой школе.
Кроме того, у детей с двигательными нарушениями абстрактное обучение без опыта
действия часто является неэффективным. В западной лечебной педагогике
практически все обучение школьной программе основано на телесном, сенсорном,
двигательном опыте".
Планируется,
что игровая площадка будет активно использоваться и для проведения обычных
школьных уроков, и для инновационных, специально разработанных занятий.
Проект игровой зоны в школе №25 реализован в рамках социальной программы
компании MC Bauchemie Russia "Строим Дом!", которая ставит своей целью создание
игровых зон и оформление интерьеров специализированных школ для детей с особыми
потребностями и детских домов. Все интерьеры и игровые зоны создаются по
индивидуальным проектам, над которыми работает команда из художников и
дизайнеров, психологов, игротехников, специалистов по детской педиатрии и
физиотерапевтов. Первый этап программы "Строим Дом!" реализован в Молодцовском
детском доме, где в феврале 2009 года была открыта игровая комната для мальчиков
среднего школьного возраста.
Скоро в школе №25 произойдет еще одно важное событие —
открытие подъемника для инвалидных колясок до уровня третьего этажа. Это стало
возможным благодаря усилиям сразу нескольких международных Ротари–клубов,
городской администрации и Санкт–Петербургской благотворительной общественной
организации "Перспективы".
Двенадцать подопечных СПб БОО "Перспективы" — ребят с
множественными нарушениями в развитии, которые передвигаются на колясках, стали
учениками двух коррекционных классов школы №25 в сентябре 2006 года. Тем самым
впервые в Петербурге государственная система образования открыла двери для
детей, ранее находившихся под опекой органов социальной защиты и считавшихся
необучаемыми.