Кризис замедлит создание намывных территорий в Западной части Васильевского острова в рамках проекта "Морской фасад". В этом году будет намыто всего 20 га, а создание "Острова" отодвигается на неопределенный срок.
В 2008 году для "Морского фасада" было намыто около 70
га. Общая площадь образованной территории, включая 32 га, на которых разместится
пассажирский порт, составила в итоге около 150 га. По словам президента
управляющей компании "Морской фасад" Шавката Кары–Ниязова, на них еще есть
свободные, непроданные площади.
В 2009 году с середины июня до середины августа будет намыто
около 20 га территории вместо 85 запланированных ранее. Кроме того, проект
создания так называемого "Острова" площадью 75 га реализовывать в ближайшее
время не планируется. Он остается в проекте планировки территории, но пока в
компании не ощущают, что он будет востребован инвесторами в период кризиса.
Продолжать намыв земли при отсутствии реальных покупателей
не имеет смысла, считают эксперты. "Земельные участки могут продаваться
небольшими лотами, однако спрос на них также сейчас практически
отсутствует", — говорит директор по профессиональной деятельности Knight
Frank St. Petersburg Николай Пашков. По его словам, инвесторы с деньгами
рассматривают только те участки, на которых возможно построить элитное жилье,
территории "Морского фасада" объективно к ним не относятся.
Сегодня инвесторы рассматривают в основном действующ
ие объекты либо "осязаемые", понятные
девелоперские проекты. По мнению руководителя отдела консалтинга ASTERA
St.Petersburg Евгении Васильевой, рынок пока не готов к проектам по освоению
намывных территорий ни с финансовой, ни с психологической точки зрения.
Читайте также:
Намыв земли в Финском заливе оказался под угрозой
Коммерческий директор Colliers International Николай
Казанский отмечает, что инвесторы сейчас больше интересуются подготовленными с
точки зрения инфраструктуры участками, желательно в центре города, — для
них это менее рискованное вложение, чем неподготовленные участки "Морского
фасада".
Кроме того, западная часть Васильевского острова не самая
удобная с точки зрения транспортной доступности, поэтому привлекательность
участков намывной территории "Морского фасада" во многом зависит от
строительства Западного скоростного диаметра. И если бы оно продвинулось, то
спрос на землю возрос бы.
Спрос в этом проекте возобновится по мере оживления ситуации
на рынке недвижимости, по прогнозам экспертов — не раньше, чем через
год. Это касается и большинства крупных проектов освоения территорий, по
сравнению с которыми "Морской Фасад" ранее реализовывался очень динамично.
На строительство пассажирского порта кризис влияния не
окажет. В 2009 году планируется завершить второй пусковой комплекс, включающий
три причала и два вокзала (круизный и паромный), которые будут задействованы в
следующей навигации. Завершить строительство всех портовых сооружений
планируется уже к концу 2010 года, чтобы в 2011 году порт начал работать на
полную мощность, принимая до 12 тыс. круизных и паромных пассажиров в день.
После выхода на полное развитие EBITDA пассажирского порта
составит около $5 млн в год, считает Шавкат Кары–Ниязов. При этом снижения
потока круизных судов в порту не ожидают. В этом году он примет 112 судов,
говорит вице–президент УК "Морской фасад" Серик Жусупов.
"Несмотря на ввод новых мощностей, весь Петербургский порт
не смог в этом году удовлетворить все заявки от судов, желающих прийти в
город, — говорит он, — в следующем году мы ожидаем увеличения
судозаходов минимум на 10% в целом по Петербургу".