С 1 января 2010 года в Москве и Петербурге начнется эксперимент. Планируется, что ГИБДД передаст свои полномочия по проведению техосмотра транспорта частным структурам.
В распоряжение "Делового Петербурга" попал проект, который
может открыть для бизнеса в Петербурге рынок с годовым оборотом до 1 млрд
рублей. Согласно документу, будет проведен эксперимент по изменению процедуры
гостехосмотра (ГТО) транспортных средств.
В частности, на эту деятельность предлагается
аккредитовывать частные компании, разрешив им выдавать документы о прохождении
ГТО. Впрочем, проект распоряжения еще должен быть подписан премьер–министром
Владимиром Путиным.
Частные компании и сегодня могут проводить ГТО, но только
при участии инспектора ГИБДД. Предполагается, что теперь ГИБДД будет лишь
контролировать наличие у водителей документа о прохождении техосмотра.
Согласно проекту распоряжения, эксперимент будет проводиться
до 1 ноября 2010 года. В случае удачи опыт двух городов может распространиться
на всю страну. Правда, по каким параметрам будет оцениваться результат, пока
неизвестно.
Читайте также:
Смольный оставит техосмотр у ГИБДД
Как заверил посещавший в понедельник Петербург главный
государственный автоинспектор России генерал Виктор Кирьянов, контроль за
организациями,­ осуществляющими техосмотр, останется за МВД РФ. В начале
года он заявлял, что передача функций прохождения ТО на рынок услуг обусловлена
тем, что в последнее время госавтоинспекция больше внимания уделяет надзорной
деятельности.
Российские власти уже давно планировали передать техосмотр
бизнесу, сохранив за собой лишь регулирующую функцию. Более 10 лет назад, когда
эта идея впервые появилась, власти заявляли, что государство создаст систему
страхования ответственности, при этом к коммерческим организациям в случае
плохой работы будут применяться "жесткие меры".
Директор Ассоциации предприятий дорожного­ комплекса
Петербурга Юрий Агафонов уверен, что подобное решение оправдано, если сократит
излишек функций ГИБДД и высвобо­дит новых сотрудников для регулирования
дорожного движения.
"Сегодня большинство автомобилистов проходят техосмотр в
частных компаниях, и, несмотря на то что это дороже, требования у тех ничуть не
меньше, чем у государственных, соответственно, качество не пострадает", —
считает Юрий Агафонов.
В любом случае передача этих функций на рынок явно привлечет
бизнесменов. Сегодня техосмотр в городе ежегодно проходят 800 тыс. автомобилей.
Причем только 20% из них пользуются услугами государственных
станций техосмотра. Таким образом, если взять усредненную официальную оплату
техосмотра в 605 рублей, ежегодные доходы состав­ляют 484 млн рублей. Однако
на многих станциях стоимость этой услуги намного выше (до 1,5 тыс. рублей), и,
вероятнее всего, она будет только расти, особенно если эксперимент будет
удачным.
Действующие игроки рынка приветствуют инициативу.
"Передав все функции коммерческим структурам, государство
сможет существенно снизить расходы на содержание сотрудников ГИБДД", — отмечает
глава сети СТО "Техконтроль" Дмитрий Захаров. Но он полагает, что автомобилистам
не стоит ожидать серьезных изменений. "Никаких послаблений никто из владельцев
автомобилей не получит", — говорит Захаров.
Ранее так же положительно оценивал нововведение и
вице–президент Движения автомобилистов России адвокат Леонид Ольшанский.
"Передача функции тех­осмотра частникам ликвидирует взятки", — высказывался
он.
По мнению лидера Комитета по защите прав автомобилистов
Александра Холодова, реформа должна способствовать тому, чтобы компании несли
ответственность за каждый прошедший техосмотр автомобиль.
Примечательно, что недавно начался передел еще одного рынка
услуг, обязательных для автомобилистов: в сентябре состоится конкурс по аренде
помещений для коммерческих МРЭО, а пока существующие точки закрываются.
Стоимость коммерческой станции технического осмотра составляет от 500 тыс. до 1 млн евро. Если посчитать, что сегодня через одну диагностическую линию проходит около 9,5 тыс. автомобилей в год, а стоимость каждого техосмотра — 605 рублей, проект может окупиться примерно за 4 года.
В Петербурге на 01.01.2009 г. зарегистрировано 1,7 млн транспортных
средств. За 2008 г. прошли ГТО 561,5 тыс. легковых и 30,4 тыс. грузовых
машин, 80,5 тыс. автобусов, 21,1 тыс. — прочие транспортные средства. За
2008 г. прошли гостехосмотр 0,8 млн транспортных средств. Из них на
коммерческих станциях прошли гостехосмотр около 80%, на государственных станциях
— 20%. 432,3 рубля составляет суммарная стоимость прохождения ГТО на
государственной станции на примере легкового автомобиля.
На коммерческой станции стоимость выше примерно на 40% (605,22 рубля).
На коммерческой станции стоимость выше примерно на 40% (605,22 рубля).