Качественные знания перестали быть уделом избранных. С появлением Интернета каждый может послушать выступления звездных лекторов, не выходя из дома.
Яков Сомов, вольнослушатель физфака СПбГУ, уже несколько лет
пытается получить высшее образование. «Я бросил физфак, пробовал поступать на
журфак, думал об историческом», — говорит 26–летний предприниматель.
Параллельно Яков занимался самообразованием, слушал в Интернете лекции западных
вузов.
«Философия доступных знаний покорила меня, и я решил собрать
на одном сайте лекции лучших преподавателей российских вузов», — говорит
он. О своей мечте Яков даже поведал Владимиру Путину, с которым встретился на
молодежном форуме на Селигере. «Вскочив с места, я за 5 минут рассказал, что
написал сайт с системой хранения данных, которая позволяет транслировать видео
со стенограммой», — вспоминает предприниматель, который сейчас
разрабатывает проект с рабочим названием «Лекторий».
Путину идея понравилась, и он пообещал молодому выскочке,
что расскажет о ней Фурсенко. Осенью Яков получил целевой грант от Росмолодежи
на закупку оборудования для съемок.
В старт проекта Сомов вложил 350 тыс. рублей. Эти деньги он
заработал как владелец ивент–агентства «Тальон». Молодой человек намерен довести
начатое до конца, создать посещаемый сайт с образовательным контентом и
зарабатывать на рекламе. «Я ведь обещал Путину», — смеется он.
Читайте также:
HackDay выходит за пределы программного кода
Яков не первый, кто поставил перед собой амбициозную
задачу — сделать знания доступными. Западные вузы уже давно выкладывают
видеокурсы своих лекций в Сеть.
К примеру, Apple запустила свою образовательную платформу в
2007 г. На сервисе iTunes U доступны выступления нобелевских лауреатов и
лекции главных американских и европейских университетов: Гарварда, Беркли,
Массачусетского технологического института, Оксфорда, Кембриджа и Британского
открытого университета.
Лекции классических университетов сегодня можно найти на
сайте YouTube (образовательный раздел — youtube.com/edu). Самый популярный
канал принадлежит Калифорнийскому университету. На него подписались 3,4 тыс.
пользователей. Россию там представляют всего несколько вузов: МГУ, МГИМО, Высшая
школа менеджмента СПбГУ и Северо–Западный государственный заочный технический
университет. Аудитория последнего составляет 1,1 тыс. подписчиков.
«По сути, благодаря Интернету самообразование вышло на
другой уровень. Все крупные университеты выкладывают в Сеть видеокурсы своих
лекций. Можно посмотреть курс лекций Гарвардского университета, сидя в
Уфе», — говорит Антон Гладкобородов, один из создателей сайта «Теории и
Практики».
Знания в Интернете можно приобретать не только ради общего
развития и самосовершенствования. Некоторые вузы, к примеру МГУ и ИТМО, уже
создают на основе видеолекций платные дистанционные образовательные курсы, по
окончании которых слушатель получает сертификат или диплом о профессиональной
переподготовке. Правда, абсолютно виртуальным процесс получения образования все
равно не становится. Так, МГУ предупреждает, что учеба завершается очной
итоговой аттестацией.
Наиболее продвинут в интерактивном плане частный
Интернет–университет информационных технологий. Зарегистрировавшийся на сайте
intuit.ru пользователь получает знания по принципу трех окон. В одном он видит
выступление преподавателя, в другом — поясняющие слайды, а в третьем —
краткое содержание лекции. Всего в базе «Интуита» 26 курсов, записанных в
сотрудничестве с Высшей школой экономики, Новосибирским госуниверситетом и др.
Некоторые курсы, например по web–дизайну, можно прослушать бесплатно. Любители
интерактивных методик обучения также могут воспользоваться курсами,
организованными по принципу вебинаров (видеоконференции с возможностью задавать
вопросы в чате), и занятиями через Skype, например для изучения языка.
Университетские лекции записывают и выкладывают в Сеть чаще
всего сами студенты. Так, с 2007 г. студенты журфака МГУ выкладывают на
сайт fmgu.ru аудиоверсии лекций лучших преподавателей. Кроме того, учащиеся
размещают курсы своих любимых преподавателей на торрент–трекерах. Например, на
torrents.ru можно скачать лекции по зарубежной литературе XX века
преподавателя филфака СПбГУ Андрея Аствацатурова (эти же лекции есть и в
социальной сети «Вконтакте»). Одна из причин, по которой многие вузы не
торопятся осваивать новые технологии, — цена вопроса.
По данным БГТУ «Военмех», для того чтобы организовать
лекционную аудиторию для проведения видеоконференц–связи и записи лекций, вузу
необходимо закупить оборудование на сумму от 20 тыс. евро.
«Один час лекции, например для дистанционного курса, стоит
15–25 рабочих часов. Это большие деньги. При этом не каждый вуз находит
возможность на этом заработать. Кто–то, как, например, Британский открытый
университет, продает видеокурсы, а кто–то следует примеру Массачусетского
технологического института и выкладывает их бесплатно», — говорит Владимир
Васильев, ректор СПбГУ ИТМО, председатель совета ректоров вузов Петербурга.
Петербургские вузы пока не инвестируют в интернет–обучение
больших средств. «У нас все делается силами двух специалистов — энтузиастов
этой работы», — рассказывает Денис Варламов, руководитель направления
интернет–коммуникаций Высшей школы менеджмента СПбГУ.
Варламов сам монтирует и выкладывает лекции на YouTube,
RuTube и «Яндекс». В базе — около 50 роликов (полные версии доступны на
gsom.pu.ru/video). Еженедельно коллекция пополняется новыми видеосюжетами. Среди
них — гостевые лекции нобелевских лауреатов Джона Нэша и Роберта Ауманна,
выступление капитана «Зенита» Анатолия Тимощука и и др.
В Смольном институте свободных искусств и наук записывать
лекции начали 4 года назад, в рамках нацпроекта «Образование». Сейчас в
архиве более 40 лекций. Это презентационные видео программ института либо
вводные лекции по дисциплинам (так, например, сейчас снимают лекции по курсу
«Введение в гуманитарные науки»).