Полтора месяца назад в правительстве Петербурга определили, кто из торговых сетей может продавать товары по так называемым детским карточкам. Время прошло, но принимать карты стали только две компании.
Через 1,5 месяца после отбора новых участников программы
детских карточек принимать их начали лишь две фирмы. У крупных сетей и
гипермаркетов пока нет доступа к бюджетным деньгам.
В конце января впервые начали принимать так называемые
детские карточки магазины, которые последние 3 года не были допущены к
распределению денег, выделяемых городом в качестве детских пособий. Первыми из
них стали "Мульти Мир" и Orchestra (ООО "Монпелье"). Примечательно, что первая
фирма прошла отбор лишь со второй попытки, уже в январе.
Пять других компаний, прошедших отбор, так и не приступили к
приему детских карточек. Причем заминка происходит именно у тех, кто должен был
составить основную конкуренцию уже работающим в программе фирмам.
Гипермаркеты, вокруг которых разворачивалась главная интрига
конкурса, не комментируют причины задержки. По данным участников рынка, к
примеру, "Лента" якобы
пытается преодолеть требование по выделению торговых площадей для детских
товаров и ограничиться отдельной кассой, а "Перекресток" не может определиться с
форматом "детских" залов.
Гендиректор сети "Лукоморье" Виктория Понятновская говорит,
что сейчас ее компания согласовывает трехсторонний договор (с участием банка "Санкт–Петербург"). Начать
прием детских карточек "Лукоморье" планирует с 1
марта.
В комитете по социальной политике Петербурга подтвердили,
что гипермаркеты до сих пор не подписали договоры. Причины этого не указываются.
В банке "Санкт–Петербург" вчера заверили, что с их стороны все документы уже
подписаны и никаких заминок нет.
Задержка с началом приема детских карточек новыми
участниками программы играет на руку уже действующим игрокам. Игорь Вторников,
гендиректор крупной сети "Дети", уже работающей по этой программе, считает, что
процесс привыкания родителей к новым магазинам не будет быстрым и сокращение
числа клиентов в его магазинах будет плавным.
Участие в программе детских карточек с каждым годом
становится все привлекательнее. Если еще в 2009 году в бюджете на эти цели
выделялось 2,4 млрд рублей, то в 2010 году зарезервировано 3,2 млрд рублей, а в
2011–м — 3,7 млрд рублей.
До сих пор потратить эти деньги можно было только в семи
специализированных детских сетях, а обналичить невозможно. Другие участники
рынка много лет пытались попасть в эту программу. В конце 2009 года по указанию
губернатора Петербурга Валентины Матвиенко комитет по соцполитике провел отбор
новых участников. Но его условия даже прошедшие компании называют
непрозрачными.
Сперва из 19 поданных заявок удовлетворено было лишь семь.
Затем конкурсная комиссия вновь рассматривала их, после чего приняла в программу
магазин "Мульти Мир". Остальным пока отказано.
Самой распространенной причиной отказа конкурсная комиссия
называла недостаточно широкий ассортимент и малую площадь торговых залов. Но,
как говорит Юрий Шамин, директор "Мульти Мира", в его магазинах товаров и
площадей больше, чем, к примеру, в сети Orchestra, которая прошла отбор с
первого раза.
В числе требований отбора, вызвавших вопросы, Юрий Шамин
называет необходимость установки специальных касс, которые стоят втрое дороже
обычных, наличие прямых договоров аренды помещений и прямых договоров с
производителями. Эти требования отсекли многие небольшие детские магазины,
считают участники рынка.
Но и более крупные сети, как, к примеру, ООО "Кузя" (три
магазина до 180 м2), не смогли пройти отбор. Как рассказала гендиректор компании
Елена Теплякова, в официальном ответе причины отказа не уточняются. Сейчас фирма
готовит документы в суд, чтобы оспорить это решение.
Новые участники программы детских карточек: универмаг
"Московский", "О’Кей", "Лента", "Карусель", "Кроха", "Лукоморье", "Монпелье",
"Мульти Мир".
Старые участники: "Здоровый малыш", "Детский мир", "Кроха",
"Юниор", "Муси–Пуси", Sela и аптеки "Бинко".