Несмотря на кризис, набор требований и пожеланий промышленных инвесторов не подвергся существенным изменениям. Исключением стало уменьшение площади запрашиваемых участков.
По данным
КЭРППиТ
, в
прошедшем году наиболее популярными среди промышленных инвесторов были участки
площадью от 2 до 5 га, что составляет 50% запросов, поступивших в
Городское агентство по промышленным инвестициям. Участки более 10 га указывались
лишь в 14% поданных заявок.
На текущий момент, по данным Геоинформационной системы инвестора, на этапе проектно–изыскательских работ находятся 93 промышленных объекта, на этапе строительства и изыскательских работ — 329 объектов. При этом площадь участка лишь шести объектов превышает 50 га (в основном это автомобильные заводы), на 18 объектах размер участка составляет от 10 до 50 га, во всех остальных случаях она не превышает 10 га.
"Город имеет ограниченные возможности по предоставлению крупных участков (по 30 га и более) в промзонах для реализации новых проектов. Сейчас потребности инвесторов и возможности города совпадают, первые все больше интересуются небольшими участками, а второй готов такие участки предоставлять с разной степенью инженерной подготовки", — комментирует Сергей Фивейский, первый заместитель председателя КЭРППиТ.
Выживают товары широкого спроса
По данным КЭРППиТ, наиболее привлекательными для инвесторов в прошлом году были в основном отрасли, ориентированные на производство товаров широкого спроса. К таким отраслям относятся фармацевтическая, мебельная и пищевая промышленности. В компании STEP считают, что даже в кризисный год пищевая промышленность чувствует себя хорошо, и прогнозируют в ближайшие 5 лет инвестиции на уровне $2,6 млрд в сегментах производства мясных и молочных продуктов.
Также привлекательным в прошедшем году было создание производств в рамках развития автомобильного кластера. В частности, на 2010 год запланирован ввод таких объектов, как завод Hundai, завод по производству автокомпонентов для Hundai, завод Magna по производству штампованных деталей для автомобилей.
Аренда как временная мера
Яркой особенностью в 2009 году стала аренда промышленной недвижимости крупными предприятиями. Раньше спрос на аренду промышленной недвижимости формировал только малый и средний бизнес, не имеющий возможности создавать собственную инфраструктуру. Ему необходимы готовые (обеспеченные энергетическими мощностями, подъездными путями и охраной) производственно–складские помещения в сочетании с административно–бытовыми помещениями. Современные крупные производственные объекты в основном строились крупными западными и российскими компаниями "под себя".
В прошлом же году в связи с увеличением сроков ввода промышленных объектов некоторые инвесторы приняли решение начинать собственное производство на арендованных на вторичном рынке площадях с последующим переводом производства на основную площадку. Так в свое время поступила General Motors, организовав крупноузловую сборку на территории завода "Арсенал" и на своем участке в промзоне Шушары–2. Сейчас подобные проекты в различной степени реализуют компании Optogan, Foxconn, Magna.
Пищевикам — на север, автомобильщикам — на юг и запад
В 2009 году продолжилось развитие специализации существующих промышленных зон. В частности, согласно этой стратегии в промзонах Шушары–2 и Каменка размещаются предприятия автомобильной промышленности, в промзоне Парнас — пищевое производство и т.д.
"Отраслевая (кластерная) схема специализации промышленных территорий, закрепленная в Правилах землепользования и застройки, позволяет более рационально распределять промышленных инвесторов, снижая в том числе риски загрязнения окружающей среды", — считает Сергей Фивейский.
При этом процедура выделения промышленных участков в этом году изменится. Правительство города завершает практику выделения земельных участков промышленного назначения целевым образом. Теперь право на реализацию проектов в промышленных зонах будет предоставляться через процедуру торгов.
"Это более рыночный способ, который дает возможность сформировать дополнительные поступления в бюджет города и сделать процесс открытым. Через процедуру торгов также продолжит действовать и принцип распределения инвесторов согласно "Отраслевой (кластерной) схеме специализации промышленных территорий", — комментируют Сергей Фивейский.
По словам Сергея Фивейского, в ближайшей перспективе будут также реализованы промышленно–девелоперские проекты по созданию специализированных индустриальных парков. Такие проекты будут созданы в области машиностроения, мебельной промышленности, микроэлектроники.
"Формат промышленного парка последнее время получил развитие из–за стремления городских властей Петербурга привлечь в город крупные иностранные компании. Тенденция ярко прослеживается в автомобильном сегменте (промзоны Каменка, Шушары). Иностранные автопроизводители, разместившие свои заводы в Петербурге, спровоцировали дальнейший приход в город поставщиков автокомпонентов", — считают в компании STEP.
Переезд откладывается
Однако, несмотря на сохранение активности в области промышленных инвестиций, кризис сильно повлиял на планы администрации города по выводу промышленных предприятий из центра города.
В докризисный период процесс вывода промышленных объектов и редевелопмента территорий шел довольно активно и поддерживался бизнесом. В последние годы появился ряд крупных проектов по редевелопменту промышленных территорий. Среди них: Clover Plaza, "Электрик", "Адамант–парк", "Балтийский завод", "Измайловская перспектива" и "Московская товарная". В кризис большинство из них либо были заморожены, либо сроки реализации перенесены на неопределенный срок. А количество запросов в связи с переездами предприятий заметно уменьшилось.
Существуют только единичные случаи вывода крупных промышленных предприятий из центра на окраины города. Один из крупнейших инвестиционных проектов, которым дан старт в 2010 году, — переезд ОАО "Кондитерская фабрика им. Н.К.Крупской" в промзону Красносельская. Площадь участка составила 22,8 га. Планируемый объем инвестиций в проект составляет 60 млн евро.
На текущий момент, по данным Геоинформационной системы инвестора, на этапе проектно–изыскательских работ находятся 93 промышленных объекта, на этапе строительства и изыскательских работ — 329 объектов. При этом площадь участка лишь шести объектов превышает 50 га (в основном это автомобильные заводы), на 18 объектах размер участка составляет от 10 до 50 га, во всех остальных случаях она не превышает 10 га.
"Город имеет ограниченные возможности по предоставлению крупных участков (по 30 га и более) в промзонах для реализации новых проектов. Сейчас потребности инвесторов и возможности города совпадают, первые все больше интересуются небольшими участками, а второй готов такие участки предоставлять с разной степенью инженерной подготовки", — комментирует Сергей Фивейский, первый заместитель председателя КЭРППиТ.
Выживают товары широкого спроса
По данным КЭРППиТ, наиболее привлекательными для инвесторов в прошлом году были в основном отрасли, ориентированные на производство товаров широкого спроса. К таким отраслям относятся фармацевтическая, мебельная и пищевая промышленности. В компании STEP считают, что даже в кризисный год пищевая промышленность чувствует себя хорошо, и прогнозируют в ближайшие 5 лет инвестиции на уровне $2,6 млрд в сегментах производства мясных и молочных продуктов.
Также привлекательным в прошедшем году было создание производств в рамках развития автомобильного кластера. В частности, на 2010 год запланирован ввод таких объектов, как завод Hundai, завод по производству автокомпонентов для Hundai, завод Magna по производству штампованных деталей для автомобилей.
Аренда как временная мера
Яркой особенностью в 2009 году стала аренда промышленной недвижимости крупными предприятиями. Раньше спрос на аренду промышленной недвижимости формировал только малый и средний бизнес, не имеющий возможности создавать собственную инфраструктуру. Ему необходимы готовые (обеспеченные энергетическими мощностями, подъездными путями и охраной) производственно–складские помещения в сочетании с административно–бытовыми помещениями. Современные крупные производственные объекты в основном строились крупными западными и российскими компаниями "под себя".
В прошлом же году в связи с увеличением сроков ввода промышленных объектов некоторые инвесторы приняли решение начинать собственное производство на арендованных на вторичном рынке площадях с последующим переводом производства на основную площадку. Так в свое время поступила General Motors, организовав крупноузловую сборку на территории завода "Арсенал" и на своем участке в промзоне Шушары–2. Сейчас подобные проекты в различной степени реализуют компании Optogan, Foxconn, Magna.
Пищевикам — на север, автомобильщикам — на юг и запад
В 2009 году продолжилось развитие специализации существующих промышленных зон. В частности, согласно этой стратегии в промзонах Шушары–2 и Каменка размещаются предприятия автомобильной промышленности, в промзоне Парнас — пищевое производство и т.д.
"Отраслевая (кластерная) схема специализации промышленных территорий, закрепленная в Правилах землепользования и застройки, позволяет более рационально распределять промышленных инвесторов, снижая в том числе риски загрязнения окружающей среды", — считает Сергей Фивейский.
При этом процедура выделения промышленных участков в этом году изменится. Правительство города завершает практику выделения земельных участков промышленного назначения целевым образом. Теперь право на реализацию проектов в промышленных зонах будет предоставляться через процедуру торгов.
"Это более рыночный способ, который дает возможность сформировать дополнительные поступления в бюджет города и сделать процесс открытым. Через процедуру торгов также продолжит действовать и принцип распределения инвесторов согласно "Отраслевой (кластерной) схеме специализации промышленных территорий", — комментируют Сергей Фивейский.
По словам Сергея Фивейского, в ближайшей перспективе будут также реализованы промышленно–девелоперские проекты по созданию специализированных индустриальных парков. Такие проекты будут созданы в области машиностроения, мебельной промышленности, микроэлектроники.
"Формат промышленного парка последнее время получил развитие из–за стремления городских властей Петербурга привлечь в город крупные иностранные компании. Тенденция ярко прослеживается в автомобильном сегменте (промзоны Каменка, Шушары). Иностранные автопроизводители, разместившие свои заводы в Петербурге, спровоцировали дальнейший приход в город поставщиков автокомпонентов", — считают в компании STEP.
Переезд откладывается
Однако, несмотря на сохранение активности в области промышленных инвестиций, кризис сильно повлиял на планы администрации города по выводу промышленных предприятий из центра города.
В докризисный период процесс вывода промышленных объектов и редевелопмента территорий шел довольно активно и поддерживался бизнесом. В последние годы появился ряд крупных проектов по редевелопменту промышленных территорий. Среди них: Clover Plaza, "Электрик", "Адамант–парк", "Балтийский завод", "Измайловская перспектива" и "Московская товарная". В кризис большинство из них либо были заморожены, либо сроки реализации перенесены на неопределенный срок. А количество запросов в связи с переездами предприятий заметно уменьшилось.
Существуют только единичные случаи вывода крупных промышленных предприятий из центра на окраины города. Один из крупнейших инвестиционных проектов, которым дан старт в 2010 году, — переезд ОАО "Кондитерская фабрика им. Н.К.Крупской" в промзону Красносельская. Площадь участка составила 22,8 га. Планируемый объем инвестиций в проект составляет 60 млн евро.