Последний год внес существенные коррективы в проекты верхнего ценового сегмента. На фоне снижения цен на жилье всех типов, в дорогом секторе начали более отчетливо выделяться границы между элитой и бизнес-классом. Даже застройщики, ранее не признававшие никакой классификации кроме собственной, сегодня вынуждены подстраиваться под рынок и более четко позиционировать выводимый на продажу объект.
Увеличилось время экспозиции квартир, потребитель стал более разборчив, платежеспособный спрос постепенно сместился в сторону более экономичных вариантов – как по цене, так и по метражу. Хотя открытое снижение цены наблюдалось лишь в исключительных случаях. Почти все застройщики так или иначе прибегали к различным бонусам и скидкам. Помимо прочего, как утверждают эксперты, за время кризиса с рынка практически исчезли спекулятивные инвесторы, которые ранее создавали на нем ажиотажный фон.
«Произошло более четкое сегментирование рынка: пара –
бизнес-класс и элита – окончательно разошлась. Верхний сегмент бизнес-класса
сегодня намного уступает настоящему элитному жилью», – отмечает генеральный
директор агентства недвижимости «Дворцовая площадь» Владимир Федоров. Его мысль
подтверждает и управляющий корпорации «Возрождение
Санкт-Петербурга» Георгий Богачев: «Мы прогнозируем сегментирование рынка элитной
недвижимости. Объективно, не все строящиеся в центре объекты имеют
одинаковый статус в силу своего месторасположения, окружения,
инфраструктуры и прочее. Мы продолжаем возводить элитную недвижимость в
центральных районах, но вместе с тем, намечаем развитие нового направления
навстречу формирующемуся спросу – строительство объектов бизнес-класса. К
примеру, на проспекте Медиков, 10 проектируется большой жилой комплекс с более
доступными квартирами».
Передел рынка
Экономическая встряска перетасовала и ряды застройщиков. Прекратили
свою деятельность компании «Строймонтаж» и «ИВИ-93». Часть
девелоперов, в том числе ранее занимавших серьезные позиции в
сегменте luxury, перестали развивать бизнес и
запускать новые проекты («Петербургреконструкция»,
«Стройинвест») или
сосредоточились на более востребованном продукте (Setl Group).
Соответственно, доля ведущего игрока – корпорации
«Возрождение
Санкт-Петербурга» – увеличилась, причем как за
счет убыли конкурентов, так и за счет наращивания собственных оборотов. По
итогам года компания занимает около 40% рынка строящейся элиты.
За ней следует «ЛЭК» –
21,1%. Замыкает тройку лидеров компания «Стройинвест», на долю
которой пришлось 10,5% возведенного элитного жилья.
Меньше – не лучше
По данным заместителя директора Консалтингового центра
«Петербургской недвижимости» Ольги Трошевой, по итогам прошлого года в
Петербурге было введено 175,6 тыс. кв. м элитного жилья, что на
7,9% меньше показателей 2008-го. Из этого объема к жилью категории А аналитик
относит 63,8 тыс. «квадратов», оставшиеся – к элите В-класса.
Несколько отличные цифры приводят в Агентстве развития и
исследований в недвижимости (АРИН). Так, по данным руководителя отдела
проектов и аналитических исследований компании Зоси Захаровой, за прошлый год
было сдано 104 тыс. кв. м элитной недвижимости. На долю бизнес-класса из этого
объема приходится больше трети – 78 тыс. метров. «Если сравнивать с 2008 годом,
то объем предложения в сегменте элитного жилья снизился с 11 до 5%,
в бизнес-классе – с 14 до 11%», – поясняет г-жа Захарова. Уменьшение
объемов вполне объясняет кризис, который не обошел стороной и другие сектора
рынка. В целом, Комитет по строительству отчитался о 2,6 млн кв. м жилья,
сданных в прошлом году в Петербурге, что почти на 20% ниже итогов 2008-го. Элита
в этом объеме занимает 4% (чуть более 100 тыс. кв. м).
По подсчетам специалистов петербургского офиса компании Knight Frank, на конец года
на первичном рынке в стадии продаж находилось 25 элитных жилых комплексов, в
которых нераспроданными оставались около 1,2
тыс. квартир. А по оценкам главы инвестиционно-строительной компании «Петрополь» Марка Лернера, в начале февраля 2010-го в продаже находилось уже 28 жилых объектов
на 1,5 тыс. квартир. Всего по итогам прошедшего года в городе сдано в
эксплуатацию около двух десятков элитных домов, включая объекты бизнес-класса
(см. таблицу 1), за то же время новых проектов появилось в три раза меньше
(таблица 2).
Необходимо отметить, что значительная часть предложения первичного рынка приходится на дома, введенные в эксплуатацию за последние два-три года. Доля нераспроданных квартир особенно велика на Крестовском острове. По данным генерального директора агентства недвижимости «Rysev Realty. Элитные квартиры» Леонида Рысева, только в этом анклаве в открытой продаже можно найти более 500 единиц жилья.
Необходимо отметить, что значительная часть предложения первичного рынка приходится на дома, введенные в эксплуатацию за последние два-три года. Доля нераспроданных квартир особенно велика на Крестовском острове. По данным генерального директора агентства недвижимости «Rysev Realty. Элитные квартиры» Леонида Рысева, только в этом анклаве в открытой продаже можно найти более 500 единиц жилья.
Скрытые механизмы
Самая большая неопределенность и неразбериха творилась с ценами на дорогие
апартаменты. На большинство объектов в течение первой половины 2009 года
цены в открытых предложениях оставались на докризисном
уровне. А девелоперы декларировали решимость не уступать позиций.
Действительно, первое время (с начала прошлого года и до конца весны) на рынке наблюдался абсолютный штиль: продавцы не хотели уступать, а покупатели ждали снижения цен. За это время часть застройщиков, оценив сложившуюся конъюнктуру, пересмотрела маркетинговую стратегию.
Действительно, первое время (с начала прошлого года и до конца весны) на рынке наблюдался абсолютный штиль: продавцы не хотели уступать, а покупатели ждали снижения цен. За это время часть застройщиков, оценив сложившуюся конъюнктуру, пересмотрела маркетинговую стратегию.
В результате появилось множество всевозможных уловок
(скидки, бонусы, акции), подразумевающих реальное
снижение стоимости «квадрата». Но опять же, размер уступок в
каждом случае был очень индивидуален, а эффект от их внедрения
– неоднозначен. Меньше всего потеряли в цене удачные с точки зрения локации,
концепции и соотношения цена-качество проекты. Больше всего от финансовой
неурядицы пострадали объекты бизнес-класса, мимикрировавшие на
волне роста под элиту. В данном случае регулятором стал сам рынок, который
поставил всех по ранжиру.
«Даже крупнейшие застройщики элитного сегмента, не сильно завязанные на
сиюминутные денежные потоки, вынуждены были учитывать соотношение цены и
качества», – констатирует Владимир Федоров. Это означает, что качество
объекта не отвечало ожиданиям покупателя, и, стимулируя спрос,
продавцы умеряли собственные аппетиты.
По оценке Ольги Трошевой, в течение всего года элитный сегмент демонстрировал
отрицательную ценовую динамику,
которая к концу отчетного периода составила 14,14%. Средняя цена
предложения к началу 2010-го опустилась до 185,5 тыс. рублей за кв. м.
Но уже в январе этого года эксперт зафиксировала незначительное (0,2%)
повышение этого показателя, средняя стоимость «квадрата» подросла на 400 рублей.
Руководитель отдела элитной жилой недвижимости компании Knight Frank SPb Елизавета
Конвей считает, что эксклюзивные предложения практически не подверглись
коррекции, в то же время наименее ликвидные варианты предлагались со скидкой в
25-30%.
По словам Марка
Лернера, в кризис девелоперы (продавцы) разделились
на две группы: первые предпочли оставить цены
неизменными, стимулируя спрос специальными
предложениями и бонусами, вторые решились на
уступку, которая за год достигла 30%. В начале
этого года средняя стоимость «квадрата» в элитном сегменте, по его данным,
опустилась до 180 тыс. рублей.
Так или иначе, с начала кризиса дорогие объекты потеряли в «весе» от 10 до 40%. А количество сделок, по оценке г-на Федорова, упало от 5 до 10 раз.
Так или иначе, с начала кризиса дорогие объекты потеряли в «весе» от 10 до 40%. А количество сделок, по оценке г-на Федорова, упало от 5 до 10 раз.
Возрождение
Санкт-Петербурга» выбрала любопытную стратегию, которая, по словам ее финансового директора Ильи Андреева, сразу дала
ощутимые плоды. Компания провела коррекцию цен в каждом
проекте, причем в рамках одного объекта стоимость метра на одни квартиры
осталась неизменной, на другие – снизилась на 15-20%, а некоторые даже немного
подорожали. Таким образом, в одном и том же доме разница
в стоимости квадратного метра могла отличаться в
несколько раз. Например, разброс цен в строящемся комплексе в
Зоологическом переулке, 2/4 сегодня составляет от 25 тыс. до 80 тыс. у.е. за
метр. К имеющемуся разнообразию адресов добавилась линейка товаров различной
стоимости. В результате, по данным г-на Андреева, удалось достичь
оптимального для кризисного периода уровня продаж.
Корпорация «
Впереди – ухабистое «дно»
Участники рынка отмечают сокращающийся объем предложения, но
при этом с оптимизмом оценивают перспективы элитного домостроения. В этом
сегменте еще нет четко выраженного диктата покупателя, так как спрос на объекты
с высокими потребительскими характеристиками остается неудовлетворенным. Кризис
заставил игроков не только менять цены, но и
пересмотреть концепции готовящихся проектов.
«Поскольку в строящихся домах на качество влиять уже тяжело или невозможно,
то застройщики «играли» ценой. А в готовящихся проектах характеристики
объектов будут еще выше существующих. Мы приходим к нормальной
практике, когда каждый новый проект становится шагом вперед по сравнению с
завершенными объектами. Этот тренд проявился отчетливо именно в 2009 году. Если
в доме на набережной Робеспьера, 4 еще не было специальных шахт для установки
кондиционеров, то в «Парадном квартале» это стало нормой», – поясняет г-н
Федоров. Он уверен, что новые проекты ведущих игроков будут отличать не только
материалы и технологии, но и продуманная концепция, где учитывается высотность
дома, окружающая среда и застройка.
В активе холдинга RBI
– несколько перспективных пятен, преимущественно – на Петроградской стороне.
Наиболее интересным выглядит участок в Лопухинском саду, где по регламенту
разрешено возводить апарт-отель. Но сведущие риэлторы говорят, что на этом месте
будет построен объект, превосходящий по своим характеристикам «Новую звезду» на
Песочной набережной.
Владимир Федоров ожидает появления в этом году «хотя бы на бумаге» парочки
уникальных проектов в Золотом треугольнике. А впереди еще маячит «Набережная
Европы», которую с нетерпением ждут все участники рынка. То есть перспективы
действительно кажутся вполне обнадеживающими. Хотя г-н Богачев прогнозирует
серьезный дефицит жилья в середине будущего года, когда
проявятся последствия паузы в строительном цикле, возникшей в 2009-ом.