Зингаревич зарядит электромобили

СПб. Как выяснилось, петербургский предприниматель Борис Зингаревич оказался совладельцем международных компаний, составляющих полную цепочку производства электромобилей.

Как стало известно на прошлой неделе, один из создателей крупнейшей в России лесопромышленной группы «Илим» Борис Зингаревич является основным акционером американской инновационной компании Ener1. Согласно сообщению компании, он вошел в расширенный состав совета директоров через покупку акций и облигаций на сумму $65 млн. Эти средства пойдут на производство аккумуляторов для электромобилей -- основной бизнес Ener1.
Борис Зингаревич подтвердил эту информацию «ДП». По его словам, он занимается данным бизнесом уже 9 лет. От других комментариев по проекту он отказался, сославшись на публичный статус Ener1. Скорее всего, все эти 9 лет он был основным инвестором Ener1.
Помимо денег от своего основного инвестора Ener1 может рассчитывать еще и на льготную ссуду на $480 млн от министерства энергетики США для развития производства. Такие ссуды предусматривает программа президента США Барака Обамы по поддержке разработок электрических и гибридных автомобилей и инфраструктуры для них. Полный объем финансирования программы составляет $2,4 млрд.
Лучшие батареи
Сегодня Ener1 активно инвестирует в альтернативные энергетические технологии, преимущественно в производство комплектующих для электромобилей. Капитализация компании составляет $467 млн.
Борису Зингаревичу через Ener1 принадлежит часть норвежского производителя электромобилей Think City, для которого Ener1 является основным поставщиком аккумуляторов.
Скоро Ener1 открывает новый завод в штате Висконсин (США), где будут собирать литиевые батареи для Think City. Его заводы расположены в американском Элкхарте и Финляндии. Таким образом, предполагается, что их первые автомобили для США будет собраны именно в Финляндии.
Кроме того, Ener1 на прошлой неделе объявила о создании совместного предприятия с китайским автопроизводителем Wanxiang. Как ожидается, этот проект откроет компании Бориса Зингаревича доступ к другим крупнейшим китайским фирмам -- SAIC и Yutong, второму по величине производителю автобусов в мире.
Согласно некоторым исследованиям, в 2005 году уровень продаж электромобилей (включая гибридный транспорт) по всему миру оценивался в $31,1 млрд, а к 2015 году должен достигнуть $227 млрд.
Мировой лидер по производству электрического транспорта -- Китай.
В США сегодня над литий-ионными батареями для автомобилей работают и другие технологические компании, например A123 Systems и Altair Nanotechnologies. А японские автопроизводители самостоятельно разрабатывают литий-ионные аккумуляторы.
На грани фантастики
Эксперты сходятся во мнении, что для России продажи электромобилей -- вопрос очень далекого будущего. Даже гибридные автомобили пока еще не завоевали большой популярности. Их сейчас активно лоббирует другой российский олигарх -- Михаил Прохоров.
«Пока никто не видит реальной картины развития событий», -- отмечает Борис Зингаревич, говоря о перспективах продаж в России.
По мнению заместителя директора аналитического агентства «Автостат» Сергея Удалова, в России пока нет предпосылок для формирования рынка электромобилей. «Массовое производство таких машин потребует создания инфраструктуры для использования обновляемых источников энергии -- строительства станций по подзарядке аккумуляторов электромобилей, сервисных центров, производства аккумуляторных батарей», -- объясняет он. Хотя он уверен, что Борис Зингаревич, действующий в консорциуме с американскими производителями, быстрее добьется успеха, нежели Михаил Прохоров, рассчитывающий исключительно на российские умы.
Сегодня и автопроизводители, и дилеры делают ставку на авто с гибридным приводом. Исполнительный директор УК «Аксель групп» Александр Кумпан утверждает, что покупатели активно присматриваются к таким автомобилям. «После бензиновых самыми популярными остаются автомобили на дизельном топливе, -- говорит он. -- Сегодня более 30% продаж приходится именно на такие автомобили». По его подсчетам, гибриды смогут достигнуть такого же уровня продаж не раньше чем через 5-7 лет. По подсчетам аналитиков, массовое применение электромобилей в России будет возможно не раньше чем через 3-4 десятилетия.
Совладелец автохолдинга РРТ Олег Барабанов считает, что электромобили найдут клиентов в России, только если смогут стать аналогом телефонов Vertu: будут иметь отделку из драгметаллов со вставками из бриллиантов. «Для тех, кто может себе позволить такой автомобиль, экономия не важна», -- говорит он.
В итоге целесообразность инвестиций в этот бизнес напрямую зависит от госдотаций.
Во что братья Зингаревич вложили деньги от продажи части акций группы «Илим»
Зингаревичи и Захар Смушкин в 2007 г. продали половину акций группы «Илим» американской International Paper за $650 млн. Часть вырученных средств Зингаревичи решили вложить в свой девелоперский бизнес.
Сегодня помимо «Плаза Лотус Груп» известно о трех девелоперских структурах в Петербурге, подконтрольных братьям Михаилу и Борису Зингаревичам: ЗАО «Оранж-Девелопмент», ООО «Адитум» и ООО «Гольф Дюны».
Среди проектов: многофункциональный комплекс на берегу Финского залива, подземный торгово-развлекательный комплекс под пл. Восстания, гольф-деревня в Сестрорецке и три гостиницы на Марсовом поле, на Конюшенной пл. и на Невском пр., 7-9.
Весной 2009 г. журнал «Финанс» оценивал состояние Бориса Зингаревича в 11,8 млрд рублей.
По данным СМИ, операционным директором Ener1 является сын Бориса Зингаревича -- Антон.
Статистическую информацию к статье, графики и таблицы Вы можете найти в PDF-версии газеты