Основным трендом последних весенних месяцев стало повышение спроса на строящееся жилье. Причем покупателей интересуют квартиры не только в готовых домах, но и более дешевое жилье в объектах на начальных стадиях строительства.
По данным Консалтингового центра "Петербургской
Недвижимости", объем продаж на рынке новостроек за январь-апрель
2010 год составил 0,57 млн.кв.м. Тенденция повышения активности
продаж, начавшаяся в конце 3 квартала 2009 года, продолжилась в апреле
2010 года. Объем спроса в первом квартале текущего года вырос по сравнению с
первым кварталом прошлого года на 41% (на 140 тыс.кв.м). Преимущественно
покупателей интересует эконом-класс. Доля продаж сегмента эконом в
апреле 2010 года составила 94%.
Объем ввода в эксплуатацию по данным за первый квартал отражает ту же тенденцию: было введено в эксплуатацию 780 тыс.кв.м жилья, из них: 9% - элитное жилье, 3% - жилье бизнес-класса и 88% - жилье класса эконом.
Объем ввода в эксплуатацию по данным за первый квартал отражает ту же тенденцию: было введено в эксплуатацию 780 тыс.кв.м жилья, из них: 9% - элитное жилье, 3% - жилье бизнес-класса и 88% - жилье класса эконом.
Не только готовое
"Сегодня покупателей интересуют объекты либо на высокой стадии
готовности, либо (идеальный вариант) - готовое жилье с правом
собственности", - рассказывает Наталья Осипова, заместитель руководителя отдела
продаж ЗАО "Строительная
компания "Темп".
Тем не менее, тенденция к росту продаж квартир на низкой стадии
готовности имеет место.
"В первом квартале 2010 года продолжала наблюдаться тенденция
сглаживания разницы в объемах продаж на начальных и конечных стадиях
строительства дома, - рассказывает Елена Амирова, директор департамента долевого
строительства АРИН. -
Если в начале прошлого года покупатели боялись приобретать квартиры в домах,
находящихся на начальных этапах строительства, то в настоящее время объемы
продаж таких объектов в надежных компаниях ускорились. Причины: это
наличие выгодных, часто беспроцентных рассрочек на начальных стадиях
строительства. Также возымела действие информация СМИ о достижении
ценового дна на рынке жилья и начале роста цен. Стала более понятна ситуация с
состоянием дел у застройщиков: появляется много публикаций в прессе о ходе
строительства, администрация города проводит проверки строительных площадок,
активно действуют в Интернете сайты дольщиков. В глазах покупателей
сформировался пул добросовестных девелоперов, активно реализующих свои проекты".
Говоря об активности продаж на начальной стадии
строительства, стоит отметить тот факт, что таких объектов появляется
немного. За январь-апрель 2010 года выведено в продажу 380 тыс.кв.м нового
жилья, из них 89% - жилье массового спроса. А в первом квартале
докризисного 2008 года продажи открылись в 485,1 тыс.кв.м жилья. Впрочем,
сегодняшняя цифра лучше прошлогодней, когда на рынок вышло на 75% меньше жилья,
чем за первый квартал 2010 года.
Рассрочка в фаворе
Информацию, что наличие рассрочки является серьезным стимулом для
покупки, подтверждают в компании "ГДСК".
"В пик ипотечного кредитования на первичном рынке по
некоторым объектам заключалось более 50%
договоров с применением ипотеки, - рассказывает Екатерина
Немченко, коммерческий директор ООО "ГДСК". - В начале 2009 года
рассрочкой вообще практически не пользовались – более 80% покупателей вносили
100%-ную оплату, что объясняется, прежде всего, структурой покупок:
приобретались квартиры в готовых или в высокой стадии готовности домах.
Сегодня ситуация меняется – наблюдая динамичные строительные работы,
ввод объектов в эксплуатацию, опять повышается интерес к строящимся
объектам. Налаживается общая экономическая ситуация, у людей появляется
уверенность в будущем. Поэтому возрастает интерес к домам, выведенным в продажу
на нулевой стадии строительства. И для таких покупателей очень важна рассрочка.
Для примера скажу, что в период 2003-2007 годов в среднем не более 30% клиентов
оплачивали покупку сразу. В настоящее время порядка 40% наших
покупателей пользуются рассрочкой".
Однако, для сегодняшних покупателей важна совокупность
факторов: только рассрочкой на нулевой стадии строительства клиентов не
завлечь.
Петербургская
Недвижимость", в сегменте эконом-класса главным при принятии
решения являются: репутация застройщика, цена, условия оплаты, планировки,
качество дома, местоположение, наличие современной инженерии, социальная и
транспортная инфраструктура. Не менее важны для покупателей и госгарантии.
По словам Натальи Луговской, заместителя директора компании "
"По мере выхода рынка из кризиса покупатели все активнее начинают
спрашивать квартиры в домах на меньшей степени готовности, при этом
всерьез оценивая надежность застройщика и наличие гарантий, - уверен Артур
Маркарян, генеральный директор компании "СПб Реновация", - К наиболее весомым
гарантиям можно отнести финансирование строительства крупными банками, особенно
государственными, или же реализацию проекта в рамках госпрограмм, то есть
особый статус проектов. В будущем этот тренд будет сохраняться и укрепляться.
Предпочтения потребителей будут на стороне застройщиков, которые при адекватной
ценовой политике предложат качественные квартиры оптимальной
планировки с хорошей отделкой и продуманной инженерной начинкой
дома, позволяющей не только комфортно жить, но и экономить на стоимости
обслуживания".
Участие государства в любых вариациях, действительно, служит
дополнительным стимулом для покупателя вкупе с надежностью застройщика
и работой его по 214-ому Федеральному закону. Например, продажи в
"стратегическом" проекте - "Северной долине" от "Главстрой СПб" -
открылись всего лишь в апреле, а уже сегодня, по словам Михаила Бузулуцкого,
начальника отдела маркетинга и продаж компании, реализовано порядка 20% квартир.