Не готовый эконом

Автор фото: Архив ДП
Наталья Луговская

Основным трендом последних весенних месяцев стало повышение спроса на строящееся жилье. Причем покупателей интересуют квартиры не только в готовых домах, но и более дешевое жилье в объектах на начальных стадиях строительства.

По данным Консалтингового центра "Петербургской Недвижимости", объем продаж на рынке новостроек за январь-апрель 2010 год составил 0,57 млн.кв.м. Тенденция повышения активности продаж, начавшаяся в конце 3 квартала 2009 года, продолжилась в апреле 2010 года. Объем спроса в первом квартале текущего года вырос по сравнению с первым кварталом прошлого года на 41% (на 140 тыс.кв.м). Преимущественно покупателей интересует эконом-класс. Доля продаж сегмента эконом в апреле 2010 года составила 94%.
Объем ввода в эксплуатацию по данным за первый квартал отражает ту же тенденцию: было введено в эксплуатацию 780 тыс.кв.м жилья, из них: 9% - элитное жилье, 3% - жилье бизнес-класса и 88% - жилье класса эконом.
Не только готовое
Новые квартиры: ищут не только готовые Новые квартиры: ищут не только готовыеНачиная с четвертого квартала 2008 года, спрос на строящееся жилье, да и в целом на недвижимость, снизился как минимум на 40%. "Обратная" тенденция - рост спроса – стала заметна только в декабре 2009 года. В этот период, вплоть до декабря прошлого года, наибольшим хитом продаж были квартиры в готовых новостройках, либо в строящихся домах на высокой стадии готовности: слишком велик был риск. Многие застройщики отмечают эту тенденцию и сейчас, хотя, помимо интереса к готовому жилью, уже несколько месяцев держится устойчивый интерес к некоторым объектам на низких стадиях готовности.
"Сегодня покупателей интересуют объекты либо на высокой стадии готовности, либо (идеальный вариант) - готовое жилье с правом собственности", - рассказывает Наталья Осипова, заместитель руководителя отдела продаж ЗАО "Строительная компания "Темп".
Тем не менее, тенденция к росту продаж квартир на низкой стадии готовности имеет место.
"В первом квартале 2010 года продолжала наблюдаться тенденция сглаживания разницы в объемах продаж на начальных и конечных стадиях строительства дома, - рассказывает Елена Амирова, директор департамента долевого строительства АРИН. - Если в начале прошлого года покупатели боялись приобретать квартиры в домах, находящихся на начальных этапах строительства, то в настоящее время объемы продаж таких объектов в надежных компаниях ускорились. Причины: это наличие выгодных, часто беспроцентных рассрочек на начальных стадиях строительства. Также возымела действие информация СМИ о достижении ценового дна на рынке жилья и начале роста цен. Стала более понятна ситуация с состоянием дел у застройщиков: появляется много публикаций в прессе о ходе строительства, администрация города проводит проверки строительных площадок, активно действуют в Интернете сайты дольщиков. В глазах покупателей сформировался пул добросовестных девелоперов, активно реализующих свои проекты".
Говоря об активности продаж на начальной стадии строительства, стоит отметить тот факт, что таких объектов появляется немного. За январь-апрель 2010 года выведено в продажу 380 тыс.кв.м нового жилья, из них 89% - жилье массового спроса. А в первом квартале докризисного 2008 года продажи открылись в 485,1 тыс.кв.м жилья. Впрочем, сегодняшняя цифра лучше прошлогодней, когда на рынок вышло на 75% меньше жилья, чем за первый квартал 2010 года.
Рассрочка в фаворе
Информацию, что наличие рассрочки является серьезным стимулом для покупки, подтверждают в компании "ГДСК".
"В пик ипотечного кредитования на первичном рынке по некоторым объектам заключалось более 50%Екатерина НемченкоЕкатерина Немченкодоговоров с применением ипотеки, - рассказывает Екатерина Немченко, коммерческий директор ООО "ГДСК". - В начале 2009 года рассрочкой вообще практически не пользовались – более 80% покупателей вносили 100%-ную оплату, что объясняется, прежде всего, структурой покупок: приобретались квартиры в готовых или в высокой стадии готовности домах. Сегодня ситуация меняется – наблюдая динамичные строительные работы, ввод объектов в эксплуатацию, опять повышается интерес к строящимся объектам. Налаживается общая экономическая ситуация, у людей появляется уверенность в будущем. Поэтому возрастает интерес к домам, выведенным в продажу на нулевой стадии строительства. И для таких покупателей очень важна рассрочка. Для примера скажу, что в период 2003-2007 годов в среднем не более 30% клиентов оплачивали покупку сразу. В настоящее время порядка 40% наших покупателей пользуются рассрочкой".
Однако, для сегодняшних покупателей важна совокупность факторов: только рассрочкой на нулевой стадии строительства клиентов не завлечь.
Наталья Луговская Наталья ЛуговскаяПо словам Натальи Луговской, заместителя директора компании "Петербургская Недвижимость", в сегменте эконом-класса главным при принятии решения являются: репутация застройщика, цена, условия оплаты, планировки, качество дома, местоположение, наличие современной инженерии, социальная и транспортная инфраструктура. Не менее важны для покупателей и госгарантии.
"По мере выхода рынка из кризиса покупатели все активнее начинают спрашивать квартиры в домах на меньшей степени готовности, при этом всерьез оценивая надежность застройщика и наличие гарантий, - уверен Артур Маркарян, генеральный директор компании "СПб Реновация", - К наиболее весомым гарантиям можно отнести финансирование строительства крупными банками, особенно государственными, или же реализацию проекта в рамках госпрограмм, то естьАртур Маркарян особый статус проектов. В будущем этот тренд будет сохраняться и укрепляться. Предпочтения потребителей будут на стороне застройщиков, которые при адекватной ценовой политике предложат качественные квартиры оптимальнойАртур Маркарян планировки с хорошей отделкой и продуманной инженерной начинкой дома, позволяющей не только комфортно жить, но и экономить на стоимости обслуживания".
Участие государства в любых вариациях, действительно, служит дополнительным стимулом для покупателя вкупе с надежностью застройщика и работой его по 214-ому Федеральному закону. Например, продажи в "стратегическом" проекте - "Северной долине" от "Главстрой СПб" - открылись всего лишь в апреле, а уже сегодня, по словам Михаила Бузулуцкого, начальника отдела маркетинга и продаж компании, реализовано порядка 20% квартир.