Индекс потребительской уверенности россиян в III квартале 2010 года упал после роста в течение 5 кварталов подряд. Это негативный сигнал для торговли.
Индекс потребительской уверенности отражает совокупные
потребительские ожидания населения. По данным Росстата, в III квартале 2010 года
он снизился по сравнению со II на 4 процентных пункта и составил -11%. Россияне
стали хуже оценивать прошедшие и ожидаемые изменения в экономике и в личном
материальном положении.
Ухудшение экономической ситуации в России в течение
следующих 12 месяцев прогнозируют 24% респондентов против 17% во II квартале.
Ухудшение своего материального положения предвидят 18% опрошенных против 13% во
II квартале. При этом 81% респондентов против 73% во II квартале полагают,
что доходы их семьи возрастут меньше, чем цены на основные товары и услуги.
"Главным событием, негативно повлиявшим на настроение
населения, стала аномальная жара в Центральной России и ее последствия
в виде пожаров, смога, засухи и, главное, совпавших с ними по времени ростом цен
и дефицитом отдельных продуктов", — считает Дмитрий Ширяев, ведущий
консультант компании "ФинЭкспертиза". По мнению эксперта, россияне опасаются
инфляции, в том числе из–за планируемого повышения налогов с будущего года:
предприятия перенесут свои повысившиеся расходы в цены товаров и услуг.
Следствием перемен в умонастроениях россиян будет замедление
потребления, говорит аналитик Альфа–банка Наталья Орлова, а это негативный
сигнал для торговли и для всех компаний, обслуживающих конечный
спрос.