Сеть салонов связи "Связной" превращается в банковскую сеть. Почему деньги – это эквивалент доверия, рассказал "ДП" создатель "Связного" Максим Ноготков.
"ДП": Максим, как ретейлерский бизнес превратился в
банковский?
банковский?
Максим Ноготков: На рынке есть тренды, которые через
несколько лет изменят представление людей о финансовых услугах. Так, основным
инструментом управления личными средствами станут мобильные устройства, телефон
фактически превратится в кошелек. Это произойдет благодаря ряду технологических
изменений.
несколько лет изменят представление людей о финансовых услугах. Так, основным
инструментом управления личными средствами станут мобильные устройства, телефон
фактически превратится в кошелек. Это произойдет благодаря ряду технологических
изменений.
Во-первых, сегодня активно развивается сеть 3G, которая позволяет людям
постоянно находиться онлайн. В следующем году около четверти выручки операторов
будет приходиться на сегмент мобильного Интернета. Во-вторых, мобильные телефоны
становятся более простыми и удобными, а их стоимость снижается очень быстро.
Например, сейчас смартфон с тачскрином на платформе Android можно купить за 6-7
тыс. рублей, при этом с помощью такого телефона удобно управлять своими счетами,
смотреть выписки по ним, пользоваться мобильным и интернет-банкингом.
постоянно находиться онлайн. В следующем году около четверти выручки операторов
будет приходиться на сегмент мобильного Интернета. Во-вторых, мобильные телефоны
становятся более простыми и удобными, а их стоимость снижается очень быстро.
Например, сейчас смартфон с тачскрином на платформе Android можно купить за 6-7
тыс. рублей, при этом с помощью такого телефона удобно управлять своими счетами,
смотреть выписки по ним, пользоваться мобильным и интернет-банкингом.
В-третьих, быстро развиваются бесконтактные технологии NFC (Near Field
Communication). Они используются, например, в метро. Когда вы прикладываете
проездной к турникету, у вас моментально списываются поездки. Эти же технологии
приходят и на мобильные телефоны. Мы считаем, что через некоторое время
подавляющее большинство мобильных телефонов будет иметь внутри NFC-чип. По сути,
мобильный телефон может быть сам по себе платежным инструментом.
Communication). Они используются, например, в метро. Когда вы прикладываете
проездной к турникету, у вас моментально списываются поездки. Эти же технологии
приходят и на мобильные телефоны. Мы считаем, что через некоторое время
подавляющее большинство мобильных телефонов будет иметь внутри NFC-чип. По сути,
мобильный телефон может быть сам по себе платежным инструментом.
Читайте также:
Объем продаж мобильных компьютеров в РФ достиг 62 млрд
Но речь не идет о превращении ретейлерского бизнеса в банковский, Связной
Банк - результат партнерства группы "Связной" и бывшего Промторгбанка, целью
которого является создание универсального федерального банка.
Банк - результат партнерства группы "Связной" и бывшего Промторгбанка, целью
которого является создание универсального федерального банка.
"ДП": Благодаря чему сеть магазинов превратится в банк?
Максим Ноготков: Повторюсь, речь идет не о превращении
одного бизнеса в другой. Партнерство ГК "Связной" и Связного Банка приведет к
синергетическому эффекту и позволит быстро развивать банковский бизнес. Связной
Банк будет использовать инфраструктуру нашей сети. Это 2200 центров мобильной
связи "Связной", в которых будут представлены услуги банка. При этом доля ГК
"Связной" на рынке мобильных телефонов - около 25%, ежедневно к нам в офисы
заходит около 1,5 млн человек, а 12 млн по всей России являются участниками
нашей программы лояльности, поэтому стоимость привлечения клиентов у нас будет
достаточно низкой.
одного бизнеса в другой. Партнерство ГК "Связной" и Связного Банка приведет к
синергетическому эффекту и позволит быстро развивать банковский бизнес. Связной
Банк будет использовать инфраструктуру нашей сети. Это 2200 центров мобильной
связи "Связной", в которых будут представлены услуги банка. При этом доля ГК
"Связной" на рынке мобильных телефонов - около 25%, ежедневно к нам в офисы
заходит около 1,5 млн человек, а 12 млн по всей России являются участниками
нашей программы лояльности, поэтому стоимость привлечения клиентов у нас будет
достаточно низкой.
"ДП": Новый банк будет гибридом между магазином и
банком?
банком?
Максим Ноготков: Это не совсем правильное описание проекта. Связной Банк
будет представлен в двух форматах. Первый предусматривает, что ряд розничных
услуг банка будет представлен в нашей сети центров связи. Обслуживанием клиентов
банка будет заниматься отдельный сотрудник - менеджер по финансовым услугам. Уже
сегодня можно оформить карту Связной Банк более чем в 600 центрах в 31 регионе
страны. Приоритетной задачей является распространение банковских услуг на всю
сеть "Связной".
будет представлен в двух форматах. Первый предусматривает, что ряд розничных
услуг банка будет представлен в нашей сети центров связи. Обслуживанием клиентов
банка будет заниматься отдельный сотрудник - менеджер по финансовым услугам. Уже
сегодня можно оформить карту Связной Банк более чем в 600 центрах в 31 регионе
страны. Приоритетной задачей является распространение банковских услуг на всю
сеть "Связной".
Второй формат - это собственные отделения банка. При этом мы предлагаем
клиентам инновационный формат shop-in-bank: в отделениях банка будут установлены
стенды для демонстрации технических новинок и тачскрин-терминалы для заказа
техники из ассортимента сети "Связной".
клиентам инновационный формат shop-in-bank: в отделениях банка будут установлены
стенды для демонстрации технических новинок и тачскрин-терминалы для заказа
техники из ассортимента сети "Связной".
"ДП": Глава Сбербанка Герман Греф говорит, что мобильные
платежные системы убьют традиционную банковскую сеть. Сотни точек обслуживания
станут обременением для бизнеса, а не преимуществом.
платежные системы убьют традиционную банковскую сеть. Сотни точек обслуживания
станут обременением для бизнеса, а не преимуществом.
Максим Ноготков: Мы считаем, что необходим разумный баланс
между достаточно широкой сетью отделений и обслуживанием клиентов с помощью
дистанционных каналов. Банковские отделения в их нынешнем виде полностью не
исчезнут. Возможно, их число будет сокращаться. Но человеку все равно необходимо
живое общение. У клиента периодически возникают вопросы, которые комфортнее
решить, посетив отделение банка, - для открытия крупного депозита или снятия
большой суммы денег. Я не верю, что в десятилетней перспективе финансовые услуги
полностью уйдут в дистанционные каналы.
между достаточно широкой сетью отделений и обслуживанием клиентов с помощью
дистанционных каналов. Банковские отделения в их нынешнем виде полностью не
исчезнут. Возможно, их число будет сокращаться. Но человеку все равно необходимо
живое общение. У клиента периодически возникают вопросы, которые комфортнее
решить, посетив отделение банка, - для открытия крупного депозита или снятия
большой суммы денег. Я не верю, что в десятилетней перспективе финансовые услуги
полностью уйдут в дистанционные каналы.
"ДП": Вам лично насколько легко далось решение стать
банкиром? Все-таки это не самый любимый персонаж в бизнес-среде, да и у
потребителей...
банкиром? Все-таки это не самый любимый персонаж в бизнес-среде, да и у
потребителей...
Максим Ноготков: Мы хотим поменять отношение к банкирам. Мы
делаем банк для людей: удобный, выгодный и дружелюбный. С финансовыми услугами
мы начали работать еще в 2006 году, у нас был совместный проект с GE-Money Bank.
Идее собственного банка где-то 2 года. Когда кризис разрушил те партнерства,
которые у нас были в этой области, мы решили делать собственный банк. У ГК
"Связной" достаточно сильный бренд, к которому люди относятся позитивно. Мы
хотим перенести это отношение и на банк.
делаем банк для людей: удобный, выгодный и дружелюбный. С финансовыми услугами
мы начали работать еще в 2006 году, у нас был совместный проект с GE-Money Bank.
Идее собственного банка где-то 2 года. Когда кризис разрушил те партнерства,
которые у нас были в этой области, мы решили делать собственный банк. У ГК
"Связной" достаточно сильный бренд, к которому люди относятся позитивно. Мы
хотим перенести это отношение и на банк.
"ДП": Считается, что в иерархии бизнесов финансы находятся
на самом верху. Ваше ощущение как предпринимателя изменились, когда вы стали
банкиром?
на самом верху. Ваше ощущение как предпринимателя изменились, когда вы стали
банкиром?
Максим Ноготков: Наверное, нет. Для меня банковский бизнес
скорее внизу по уровню конкуренции. Мы работали на гораздо более конкурентных
рынках, с серьезной динамикой, где уже присутствовали огромные компании -
сотовые операторы, производители сотовых телефонов. Мы привыкли к очень
серьезному уровню конкуренции, профессионализма. В этом смысле банковская
индустрия, с моей точки зрения, точно не сложнее.
скорее внизу по уровню конкуренции. Мы работали на гораздо более конкурентных
рынках, с серьезной динамикой, где уже присутствовали огромные компании -
сотовые операторы, производители сотовых телефонов. Мы привыкли к очень
серьезному уровню конкуренции, профессионализма. В этом смысле банковская
индустрия, с моей точки зрения, точно не сложнее.
В нашем бизнесе на двух игроков приходится более 50% рынка. Практически нет
областей бизнеса, на которых концентрация и конкуренция были бы столь
серьезными.
областей бизнеса, на которых концентрация и конкуренция были бы столь
серьезными.
"ДП": Как вы относитесь к экономическим теориям, которые
говорят, что кредитование - это не то чтобы грех, но нужны другие средства
оперирования деньгами, не предполагающими ссудного процента?
говорят, что кредитование - это не то чтобы грех, но нужны другие средства
оперирования деньгами, не предполагающими ссудного процента?
Максим Ноготков: Вы знаете, я этими теориями интересуюсь, но
не разделяю подобных идей. Кредиты и финансовая система - это как кровь в
организме, перераспределение ресурсов от тех людей, у которых они в избытке, к
тем людям, у которых есть энергия и желание что-то делать. Для меня абсолютно
естественно как отдавать деньги и брать за них проценты, так и получать деньги и
отдавать за них проценты. Первое упоминание о деньгах и о кредитах восходит к
глубокой древности. Не думаю, что в этой области что-то изменится за время нашей
жизни.
не разделяю подобных идей. Кредиты и финансовая система - это как кровь в
организме, перераспределение ресурсов от тех людей, у которых они в избытке, к
тем людям, у которых есть энергия и желание что-то делать. Для меня абсолютно
естественно как отдавать деньги и брать за них проценты, так и получать деньги и
отдавать за них проценты. Первое упоминание о деньгах и о кредитах восходит к
глубокой древности. Не думаю, что в этой области что-то изменится за время нашей
жизни.
"ДП": Но вам не кажется, что 60% годовых по банковской
карте, которые встречаются у некоторых банков, - это перебор?
карте, которые встречаются у некоторых банков, - это перебор?
Максим Ноготков: С развитием конкуренции цена кредита и
ставка по депозиту сильно сблизятся. Низкой или высокой является та или иная
ставка - вопрос относительный. Наверное, для Западной Европы 12% годовых - это
дорого; для Бангладеш, может быть, дешево и 100%. Ситуация зависит прежде всего
от уровня финансовой прозрачности и доверия, которое существует в обществе, от
развитости финансовых услуг в стране.
ставка по депозиту сильно сблизятся. Низкой или высокой является та или иная
ставка - вопрос относительный. Наверное, для Западной Европы 12% годовых - это
дорого; для Бангладеш, может быть, дешево и 100%. Ситуация зависит прежде всего
от уровня финансовой прозрачности и доверия, которое существует в обществе, от
развитости финансовых услуг в стране.
Для меня деньги - это прежде всего доверие, абсолютный и полный аналог
доверия. Цена кредитов, на мой взгляд, полностью отражает уровень доверия между
членами общества. Чем ниже она будет, чем меньше разница между ценой кредита и
депозита, тем меньше риски и больше доверия людей друг к другу. Я заинтересован
в том, чтобы доверие в обществе повышалось.
доверия. Цена кредитов, на мой взгляд, полностью отражает уровень доверия между
членами общества. Чем ниже она будет, чем меньше разница между ценой кредита и
депозита, тем меньше риски и больше доверия людей друг к другу. Я заинтересован
в том, чтобы доверие в обществе повышалось.
"ДП": К вопросу о доверии. Кризис вскрыл массу ситуаций,
когда оказалось, что кредит можно не возвращать. У вас есть рецепты, как не
столкнуться с этим?
когда оказалось, что кредит можно не возвращать. У вас есть рецепты, как не
столкнуться с этим?
Максим Ноготков: Я думаю, что самая большая ценность,
которую создает любой человек или компания, - это репутация, доверие к себе. На
мой взгляд, те, кто так поступил во время кризиса, навредят сами себе, если
хотите. Я сильно сомневаюсь, что им удастся создать бизнес такого масштаба,
какой у них был до этого.
которую создает любой человек или компания, - это репутация, доверие к себе. На
мой взгляд, те, кто так поступил во время кризиса, навредят сами себе, если
хотите. Я сильно сомневаюсь, что им удастся создать бизнес такого масштаба,
какой у них был до этого.
"ДП": В последние годы возникали автобанки, кредитные
учреждения при автоконцернах. Вы считаете свой проект очередным шагом по
размыванию границ банковской системы?
учреждения при автоконцернах. Вы считаете свой проект очередным шагом по
размыванию границ банковской системы?
Максим Ноготков: Я бы таких аналогий не проводил.
Единственное, что у нас с ними общее, - это желание использовать синергию
дистрибьютерской сети и знания банковского рынка.
Единственное, что у нас с ними общее, - это желание использовать синергию
дистрибьютерской сети и знания банковского рынка.
"ДП": Помимо банковского бизнеса, вы купили франшизу на
развитие ювелирной сети Pandora. Как вы принимаете решение о новых
инвестициях?
развитие ювелирной сети Pandora. Как вы принимаете решение о новых
инвестициях?
Максим Ноготков: Все достаточно просто. Есть несколько
отраслей, которые мне интересны. Это технологии, финансовые услуги, розничная
торговля. Дальше вопрос в том, есть ли синергия с тем, что мы уже делаем.
отраслей, которые мне интересны. Это технологии, финансовые услуги, розничная
торговля. Дальше вопрос в том, есть ли синергия с тем, что мы уже делаем.
Развитие розничной сети - это то, что у нас хорошо получается. Другим важным
критерием является то, можем ли мы быть лидером в той или иной области. Pandora
входит в тройку крупнейших ювелирных компаний в мире и имеет перспективы быть
первой.
критерием является то, можем ли мы быть лидером в той или иной области. Pandora
входит в тройку крупнейших ювелирных компаний в мире и имеет перспективы быть
первой.
"ДП": Вы сказали, что хотите делать банк для людей, с
дешевыми кредитами. Вы рассматриваете свой проект как филантропический
отчасти?
дешевыми кредитами. Вы рассматриваете свой проект как филантропический
отчасти?
Максим Ноготков: Я бы, конечно, не стал путать понятия
филантропии и банковского бизнеса. Но, на мой взгляд, бизнес имеет смысл, только
если он преследует какую-то цель, стоящую за капитализацией, за цифрами. Никакой
проект не может быть большим и успешным, если он не делается для людей.
филантропии и банковского бизнеса. Но, на мой взгляд, бизнес имеет смысл, только
если он преследует какую-то цель, стоящую за капитализацией, за цифрами. Никакой
проект не может быть большим и успешным, если он не делается для людей.
"ДП": Но вы себе противоречите - цель банкира не может быть
в том, чтобы сделать кредит как можно более дешевым…
в том, чтобы сделать кредит как можно более дешевым…
Максим Ноготков: Простая линейная логика в современном мире
не работает. Приведу простой пример. Есть компания Google, которая все свои
сервисы делает бесплатными для людей, тем не менее является одной из самых
дорогих компаний в мире. Я действительно уверен, что чем дешевле нам удастся
сделать наши продукты, тем лучше будет и банку, и клиентам. Я искренне убежден,
что настоящие проекты должны что-то менять в лучшую сторону, мы стараемся так
действовать. Может быть, мы не заработаем немедленно, но мы всегда работаем на
перспективу.
не работает. Приведу простой пример. Есть компания Google, которая все свои
сервисы делает бесплатными для людей, тем не менее является одной из самых
дорогих компаний в мире. Я действительно уверен, что чем дешевле нам удастся
сделать наши продукты, тем лучше будет и банку, и клиентам. Я искренне убежден,
что настоящие проекты должны что-то менять в лучшую сторону, мы стараемся так
действовать. Может быть, мы не заработаем немедленно, но мы всегда работаем на
перспективу.