С запуском скоростного движения межу Петербургом и Хельсинки облик депрессивных территорий у Финляндского вокзала изменится. Цены на недвижимость возрастут.
Развитие станет особенно интенсивным, если туристы смогут
находиться в Петербурге без визы 3 дня.Сейчас на это имеют право иностранцы,
прибывающие на круизных судах и морских паромах. Туристическая отрасль шла к
этому с 2004 по 2009 год, инициатором соответствующего закона были власти
Петербурга. Турпоток из Финляндии за это время вырос на 40 %. С 12 декабря
начнутся регулярные рейсы скоростного поезда Allegro между Петербургом и
Хельсинки. Однако их пассажиры визовых "поблажек" лишены.
Преференции для морских пассажиров основаны на Международной
конвенции 1965 года по обеспечению международного морского судоходства, поясняют
в Комитете по стратегическим проектам и инвестициям пояснили. Практика
международного авиа– и железнодорожного сообщения таких норм не содержит.
Решение о том, чтобы туристы, прибывающие в Петербург
самолетом или поездом, могли находиться в городе без визы, рассматривается в
контексте облегчения визового режима между Россией и Евросоюзом. И здесь все
зависит от федеральных, а не от мест­ных властей. Экс­перты согласны,
что визовый вопрос вкупе со стартом скоростного движения не просто ускорил бы
развитие туристических и деловых связей между Россией и соседними странами, но
мог бы изменить облик целых территорий, в первую очередь — зоны вокруг
Финляндского вокзала. Если у иностранного туриста появится возможность
задержаться в городе на 3 дня, это подстегнет спрос на гостиницы, бары и
рестораны.
Читайте также:
Финляндский вокзал превратят в торговый комплекс
Согласно расчетам комитета по стратегическим инвестициям,
каждый турист, приезжающий в Петербург, оставляет в городе 100 евро в сутки.
Генеральное консульство Финляндии в Петербурге оценивает количество финских
туристов, пересекающих границу, в 4 млн человек в год. С запуском скоростного
сообщения это количество может увеличиться на 20 %. Таким образом, Петербург
сможет дополнительно зарабатывать до 80 млн евро в год.
"К нам уже обратились несколько финских компаний с просьбой
найти офисы рядом с Финляндским вокзалом. Они считают, что это оптимальное место
дислокации после запуска Allegro", — рассказывает Николай Казанский, генеральный
директор Colliers International СПб. Сейчас, по мнению эксперта, территория
выглядит "довольно бледно", предложение по офисным площадям заметно меньше
спроса, но есть потенциал для редевелопмента земель в сторону Чугунной ул. и
дальнейшего освоения Свердловской наб. "Здесь будут умест­ны бизнес–центры
классов А и Б, трех–четырехзвездочные гостиницы, а также мотели и даже хостелы,
но наиболь­ший спрос все–таки будет со стороны бизнес–туристов", — считает
Николай Казанский.
"С началом безвизового въезда в Россию туристический поток,
безусловно, увеличится. Но развивать инфраструктуру в районе Финляндского
вокзала в расчете только на это вряд ли целесообразно", — считает Сергей
Федоров, генеральный директор Praktis Consulting & Brokerage. Большинство
туристов, по его мнению, по–прежнему будет приезжать в Петербург на автомобиле.
"Финны не классические туристы, которым интересны "красоты".
Они любят рестораны и кабаки. Финляндия — скучнейшая страна с жесткими
ограничениями по продаже алкоголя, суровым трудовым законодательством.
Развлекательные заведения рано закрываются. В этом смысле Петербург для финна по
соотношению цена / разнообразие заведений / время торговли алкоголем — просто
Мекка. Однако район у Финляндского вокзала достаточно проблемный с точки зрения
туристического потенциала", — говорит Сергей Федоров. Туристы все равно
стремятся в исторический центр, и в этом смысле заходы круизных судов в Неву
более интересны.
В развитии местности во­круг Финляндского вокзала
девелоперы ограничены как уже существующими невыразительными зданиями, так и
неразвитостью транспортной инфраструктуры. Оценивая перспективы проектов в этом
районе, аналитики говорят, что привлекательность участка снижает наличие
промышленных предприятий, которые необходимо выводить из города ("Силовые
Машины", "Арсенал", завод им. Карла Либкнехта), а также близость к СИЗО Кресты.
В совокупности заводы и следственный изолятор занимают площадь более 50 га.
Однако эти объекты расположены вдоль Арсенальной и
Свердловской наб. Зона, непосредственно примыкающая к железнодорожным путям,
занята хозяйственными стро­ениями РЖД и "Почты России" и сейчас напоминает
кадры из социально значимых фильмов о жизни городской бедноты.
В ноябре 2009 года ОАО "Российские железные дороги" и NAI
Becar объявили о планах по совместной реконструкции как самого вокзала, так и
территорий вокруг него. Проект предполагается реализовать в три этапа: ремонт
железнодорожных платформ, косметические работы в историческом здании вокзала, а
также строительство офисной и торговой инфраструктуры на землях, освобожденных
от железнодорожных путей (на территории 10 га должно появиться 350 тыс. м2
деловой недвижимости).
"В 2012 году начнется реализация самого масштабного этапа
работы: строительство паркинга и автобусного вокзала для пригородного и для
междугороднего автобусного сообщения. Рассматривается возможность строительства
гостиницы и офисного центра", — говорит президент NAI Becar Александр Шарапов.
Он рассчитывает на ежегодный рост цен аренды и продажи недвижимости здесь в
пределах 10 %.
В рамках проекта реконструкции архитектурно–строительное
бюро Intrecolomnium подготовило эскиз будущей застройки. Согласно эскизу,
железнодорожные пути вместе с платформами перенесут на 100 м в сторону
Минеральной ул.
Место существующих платформ займет торговый молл (он будет
пристроен к историческому фасаду вокзала). Под ним будут сквозной автомобильный
проезд и автовокзал, а под железнодорожными путями — паркинг. Территорию вдоль
Михайловской ул. займут офисы, рассказал генеральный директор Intrecolomnium
Евгений Подгорнов.
В ОАО "РЖД" эти оптимистичные планы комментируют осторожно:
к декабрю 2011 года возведут навесы над пассажирской зоной и галереей. В здании,
выходящем на Боткинскую ул., появятся торговые площади. Перенос железнодорожных
путей и масштабное строительство в РЖД обсуждать отказались.
Две другие точки на карте города, которые смогут привлечь туристов, — проекты Пулково–3 и Морского пассажирского порта. По словам Сергея Федорова, инфраструктура здесь будет развиваться "и без туристов". Это масштабные проекты, которые в любом случае нужны городу.
Две другие точки на карте города, которые смогут привлечь туристов, — проекты Пулково–3 и Морского пассажирского порта. По словам Сергея Федорова, инфраструктура здесь будет развиваться "и без туристов". Это масштабные проекты, которые в любом случае нужны городу.