Федеральная антимонопольная служба опубликовала на своем сайте решение по делу о завышении цен на роуминг компаниями "Большой тройки" операторов — МТС, "МегаФоном" и "ВымпелКомом".
ФАС установила, что эти операторы занимают более 75% рынка
сотовой связи России, а потому подпадают под Закон "О защите конкуренции". И они
нарушили этот закон, установив "монопольно высокие тарифы" на услуги роуминга в
России (для абонентов зарубежных операторов) и СНГ (для своих абонентов). Кроме
того, сотовые компании не информировали абонентов "ясным и понятным образом" о
том, что при выезде за рубеж услуги предоставляются на иных условиях: тарифы
значительно выше, а оплата происходит в кредит, постановила комиссия.
Поэтому ФАС распорядилась снизить тарифы и начать
информировать абонентов о возможном изменении тарификации в роуминге. При выезде
абонента за рубеж оператор должен будет направлять ему типовое sms: "Внимание!
Вы находитесь в зоне роуминга. Списание денежных средств с Вашего лицевого счета
может осуществляться со значительной задержкой, и услуги связи могут быть
предоставлены в кредит".
В октябре ФАС уже требовала снизить тарифы, но пока это
сделал только "ВымпелКом". Теперь стоимость минуты разговора с абонентами,
выезжающими в страны бывшего СССР, составит 34 рубля (в 1,5 раза дешевле, чем
раньше; в России минута разговора стоит 1,5–1,8 рубля), стоимость sms–сообщения
уменьшилась в 2 раза, до 9,5 рубля (в России — около 1,5 рублей); передачи
данных — в 2,5 раза, до 300 рублей (в России 1 Мб — 2–3 рубля). МТС и "МегаФон"
обязаны снизить тарифы до 31 декабря.
"Мера ФАС правильная, но недостаточная, для уведомления
абоннтов есть все технические возможности, — считает Денис Кусков, аналитик
ООО "Неделя сотовых технологий". — Информация о стоимости услуг абоненту
все равно предоставляться не будет". Операторы в спорах с абонентами ссылаются
на информацию о тарифах, размещенную на их сайтах, но этого явно недостаточно,
чтобы не вводить абонента в заблуждение, полагает эксперт. Внутрироссийский
роуминг — это сугубо отечественное понятие, в других странах, несмотря на
размах территории, его нет.
Общества защиты прав потребителей регулярно получают жалобы
на необоснованно высокие счета в роуминге, отмечает Алексей Койтов, юрист
проекта "Жалоба.ru".
Однако недовольство никогда не трансформируется в судебное
решение. По мнению эксперта, операторы не заинтересованы в том, чтобы доводить
дело до суда и тем самым способствовать формированию судебной практики
рассмотрения таких дел. "Совсем недавно был случай, когда человек вернулся из–за
рубежа и обнаружил "долг" за переговоры 40 тыс. рублей. Был случай с долгами 15
тыс., 18 тыс., а более мелкие суммы сплошь и рядом", — отмечает Алексей
Койтов. При этом, по его словам, операторы не уведомляют о долге. Абонент кладет
тысячу рублей на счет, получает sms о блокировке счета, потом еще тысячу,
наконец идет разбираться в офис. Там ему в зависимости от его настойчивости и
суммы долга или аннулируют счет, или разрывают контракт", — рассказывает
эксперт.
Самое громкое дело о счете в 552 тыс. рублей, который
"ВымпелКом" выставил сотруднице Penny Lane Realty, также закончилось разрывом
контракта между компаниями.
Sms–уведомления – это большой, но не достаточный шаг,
считает Алексей Койтов. Абоненты и операторы не заключают договоров кредитования
на определенную сумму. Так что проблему выставления счетов это не снимает.
Необходим режим контроля баланса online. Однако своевременно уведомление также,
скорее всего, пока затруднительно из–за отсутствия единой базы общероссийской
базы абонентов, полагает эксперт.
Информирование об условиях роуминга операторы "Большой
тройки" должны ввести до конца I квартала 2011 года. С 1 апреля, если оператор
не пришлет sms–уведомление, клиент может пожаловаться в ФАС, и на компанию может
быть наложен штраф в 0,5 млн рублей, а в случае повторного нарушения — оборотный
штраф.