Фондсервисбанк (FundServiceBank), который трудоустроил предполагаемую экс-шпионку Анну Чапман получил контроль над одним из лидеров речного рынка в Петербурге - ООО "Русские круизы".
Фондсервисбанк, который специализируется на финансировании
российской космической отрасли, а также известен тем, что в октябре 2010 года
принял на работу шпионку Анну Чапман (она заняла должность советника
президента банка по инвестициям и инновациям) расширяет свою деятельность в
Петербурге. Как стало известно "Деловому Петербургу", банк получил контроль над
петербургским ООО "Русские круизы", ранее принадлежавшем Ольше Каргиной.
О смене собственников в ООО "Русские круизы" еще в 2008 году
заявила основной владелец компании Ольга Каргина. Она перешла на работу в ГУ
"Управление водного транспорта" и поэтому, по ее словам, решила продать
компанию, чтобы не создавался конфликт интересов. Тогда участники рынка
оценивали компанию, которая занимала до 20% рынка речных пассажирских перевозок
по выручке и 8% по числу перевезенных пассажиров, примерно в $10 млн.
Сама она отказалась давать какие-либо комментарии,
категорически заявив, что не участвует в управлении "Русскими круизами". Правда,
менеджеры компании в ответ на просьбу связаться с ней не стали отрицать, что она
работает в "Русских круизах", но и соединять с ней по телефону не стали.
По данным руководителя одной из крупных речных компаний,
заявления Ольги Каргиной о продаже бизнеса совпали по времени с передачей
"Русских круизов" в управление сторонним структурам, когда гендиректором
компании стал Андрей Терехов. По словам речников, эти структуры близко связаны
именно с Фондсервисбанком. Якобы этот банк несколько лет назад кредитовал
деятельность фирмы, но из-за двух последних неудачных для рынка сезонов
расплатиться с ним пока не удалось.
Речные перевозчики считают, что сейчас долг "Русских
круизов" перед Фондсервисбанком составляет $7-10 млн, что сопоставимо со
стоимостью всей компании. И Андрей Терехов был предложен банком как управляющий
бизнесом до тех пор, пока не будет погашен кредит. Сам он разговаривать с
корреспондентом "Делового Петербурга" не стал.
Интерес
Фондсервисбанка к речной
отрасли Петербурга может объясняться поиском рынков сбыта для структур
материнской компании банка - СТК "СОЮЗ". "Русским круизам" принадлежит один из
крупнейших в городе и стране флот скоростных судов на подводных крыльях. А
входящее в "Союз" ОАО "Судостроительный завод "Волга" как раз является
разработчиком и производителем современных скоростных судов.
В Фондсервисбанке на прошлой неделе в ответ на просьбу
"Делового Петербурга" прокомментировать ситуацию с "Русскими круизами" сперва
взяли тайм-аут на уточнение информации, а затем отказались от комментариев. Тем
не менее соучредителем ООО "Судоходная корпорация", о котором участники рынка
говорят как о владельце части активов "Русских круизов", является Андрей Липатов
(75% долей). Участники рынка полагают, что он представитель Фондсервисбанка, а
также отставной генерал Федеральной службы безопасности РФ.
Полный тезка этого предпринимателя в 2009 году значился в
списке участников Петербургского экономического форума в качестве советника
председателя правления Фондсервисбанка. А в начале 2000 годов именно Андрей
Липатов возглавлял службу по защите конституционного строя и борьбе с
терроризмом Управления ФСБ по Петербургу и Ленобласти.
Совладелец петербургской корпорации "Аэрокосмическое
оборудование" Сергей
Бодрунов говорит, что космическая отрасль очень консервативна и ее
предприятия не склонны часто менять своих финансовых партнеров. Так что в
Петербурге Фондсервисбанк пока так и не стал известен среди компаний, работающих
на Роскосмос, и привлекать партнеров ему приходится в других, менее
консервативных отраслях.
Впервые название этого банка в СМИ Петербурга появилось в
2008 году в связи с еще одним транспортным проектом. Тогда он выдал кредит на
$70 млн на реконструкцию, а вернее снос старого и строительство нового Морского
вокзала площадью 190 тыс. м2 на пл. Морской славы.
Пока проект реконструкции Морского вокзала пробуксовывает.
Уже утвержденный Градсоветом Петербурга проект строительства нового здания
морвокзала стоимостью $300 млн по решению специалистов комитета по
градостроительству и архитектуре должен быть изменен: высота здания снизится на
8 м, до 46 м.