Из метрополитена Петербурга выводят деньги в американские офшоры

Автор фото: "ДП"

Пока руководство петербургской подземки заявляет о необходимости новых трат на повышение безопасности, из самого ГУП "Петербургский метрополитен", под носом губернатора города Валентины Матвиенко, выкачивают деньги в американские офшоры.

В петербургском метро, которое является режимным объектом, уже почти 20 лет рекламу контролируют офшоры США: Afcap Ltd из штата Огайо и Longbell Ltd из штата Делавэр.
На фоне очередного повышения стоимости проезда в метро, которое руководители метрополитена объясняют тем, что необходимо усилить уровень безопасности, "Деловой Петербург" проверил источники доходов ГУП "Петербургский метрополитен".
В метро нашлось много интересного. Выяснилось следующее: в метро уже почти 20 лет работают компании, выкачивающие в офшоры сотни миллионов рублей в год. Убедиться в том, что часть доходов от рекламы в метро получает американский офшор, может каждый пассажир. Почти на всех рекламных боксах на эскалаторах видна надпись: "КОО "Афкап Инк Лтд".
Компания Afcap Inc Ltd, согласно ее сайту, работает в петербургском метрополитене с 1992 года. По данным регистраторов, Afcap Inc Ltd зарегистрирована в штате Огайо, США. Огайо - это офшорная зона, и сведения о владельцах Afcap Ltd скрыты. Поэтому неизвестно, связана ли эта фирма с Владимиром Гарюгиным, который возглавил ГУП "Петербургский метрополитен" в 1990 году.
Между тем, как сообщили в самой рекламной фирме, она контролирует почти всю рекламу в метрополитене. Суммы, которые оказались в этом офшоре за все годы его сотрудничества с ГУП "Петербургский метрополитен", также скрыты. По оценкам экспертов, объем рекламного рынка "под землей" до 2005 года составлял $10-15 млн в год. Гендиректор "Афкап" Федор Каменский наотрез отказался от комментариев темы собственников компании. В ГУП "Петербургский метрополитен" на эту тему также говорить не стали.
До 2005 года метрополитен работал с "Афкап" самостоятельно. Но затем права заключения договоров аренды с рекламными операторами перешли от метрополитена к ГУП "Городской центр размещения рекламы" (ГЦРР). Но метрополитен потерял не все доходы от рекламы. Судя по данным СПАРК, в бюджет Петербурга через ГЦРР от операторов рекламы стало поступать $5-6 млн в год. А $10-12 млн ежегодно по-прежнему получал метрополитен.
Как объяснили в ГУП, работы по размещению и обслуживанию рекламоносителей могут вести только сотрудники метро. За это они и берут плату. А прибыль от этой деятельности идет на покрытие убытков от основной деятельности ГУП, связанных с большим количеством льготников.
Участники рекламного рынка признают, что "попасть" в метро им практически невозможно. В 2005 году, когда ГЦРР провел конкурс на размещение рекламы в метро, бизнес-сообщество ожидало, что "под землю" проникнут операторы наружной рекламы, действующие на поверхности земли. Но не тут-то было: метро является режимным объектом, и, чтобы участвовать в конкурсе, нужен был специальный допуск. "У нас была мысль "нырнуть" под землю, но она так и осталась мыслью", - отмечает глава ООО "Талер" Михаил Пационко. То же самое говорят и глава петербургского отделения News Outdoor Владимир Рябовол, и глава ЗАО "Постер" Кирилл Опарин.
Допуск имели четыре фирмы, они и поделили рынок: ЗАО "Коммет" (занял 1,1% рынка), ООО "Метроном" (42,8% рынка), ЗАО "Анфас" (2,1% рынка) и Afcap Ltd (54% рынка). Правда, потом, по данным СПАРК, "Коммет" оказался подконтрольным "Афкапу", а "Метроном" - другому офшору Longbell International Ltd из штата Делавэр, США. Лишь ЗАО "Анфас", по данным СПАРК, учредили физлица. Как сообщили в "Афкап", рекламные поверхности "Анфаса" теперь тоже принадлежат "Афкапу".
Справка: по данным СПАРК, оборот ГУП "Петербургский метрополитен" в последние годы вырос с $230 млн до $420 млн. В первую очередь благодаря ежегодному повышению цены проезда (с 12 рублей в 2005 г. до 25 рублей в 2011 г.). Но себестоимость перевозок почему-то растет еще быстрее, поэтому убытки с продаж тоже выросли - с $10,5 млн в 2005 году до $32 млн в 2009 году.