Ричард Шрев, профессор бизнес–школы Tuck, о том, чем может быть полезен студентам опыт общения с осужденными за мошенничество топ-менеджерами.
Занятия по этике в бизнес–школе особенные.
На встречу со студентами приглашают бывших топ–менеджеров, осужденных
за мошенничество в бизнесе. Они рассказывают свои истории, делятся
воспоминаниями: из чего исходили, когда решали обмануть компанию,
акционеров или клиентов. О плюсах и минусах таких
встреч dp.ru рассказал профессор этики, один из авторов этой
инициативы, Ричард Шрев.
— Ричард, как появилась эта идея?
— Преподавание этики в нашей бизнес–школе — давняя традиция. Она берет свое начало с принятия Кодекса чести. А вот приглашать на занятия по этике в качестве спикеров "белых воротничков", осужденных за экономические преступления, стали несколько лет назад, после ряда громких финансовых скандалов в США. Сегодня тема корпоративной ответственности и этики бизнеса по–прежнему остается острой.
Семинар проводится раз в год. Это занятие не обязательное, а факультативное. Обычно в нем участвует 15–20% студентов программы МВА. Наряду с белыми воротничками на этих встречах выступает также прокурор, который вел дело осужденного.
— Преподавание этики в нашей бизнес–школе — давняя традиция. Она берет свое начало с принятия Кодекса чести. А вот приглашать на занятия по этике в качестве спикеров "белых воротничков", осужденных за экономические преступления, стали несколько лет назад, после ряда громких финансовых скандалов в США. Сегодня тема корпоративной ответственности и этики бизнеса по–прежнему остается острой.
Семинар проводится раз в год. Это занятие не обязательное, а факультативное. Обычно в нем участвует 15–20% студентов программы МВА. Наряду с белыми воротничками на этих встречах выступает также прокурор, который вел дело осужденного.
— Какова задача этих встреч?
— Мы не ставим себе целью "вбивать в голову" студентам этику и убеждать их не совершать финансовые преступления в компаниях. Учащиеся и выпускники нашей школы — об этом свидетельствует многолетний опыт — честные люди, у которых финансовое мошенничество вызывает возмущение. Однако мы исходим из постулата, что наши студенты в ходе своей карьеры могут оказаться в деликатной ситуации выбора. Поэтому мы решили, что будет полезно пригласить бывших нарушителей закона, чтобы они поделились пережитым с теми, кто сегодня еще учится, но завтра придет в компанию.
Другая цель — подготовить наших студентов к решению этических дилемм. Например, как правильно по­ступить в ситуации, когда законные интересы акционеров находятся в конфликте с интересами работников компании? Это этическая дилемма. Мы готовим студентов к таким ситуациям в бизнесе. Мы пытаемся научить их оценивать конфликтную ситуацию с этической точки зрения, предлагая им практические навыки: например, умение вычленить этическую составляющую проблемы, найти целесообразное оправданное решение при столкновении с этическими дилеммами и умение ясно и убедительно обосновывать свое решение.
— Мы не ставим себе целью "вбивать в голову" студентам этику и убеждать их не совершать финансовые преступления в компаниях. Учащиеся и выпускники нашей школы — об этом свидетельствует многолетний опыт — честные люди, у которых финансовое мошенничество вызывает возмущение. Однако мы исходим из постулата, что наши студенты в ходе своей карьеры могут оказаться в деликатной ситуации выбора. Поэтому мы решили, что будет полезно пригласить бывших нарушителей закона, чтобы они поделились пережитым с теми, кто сегодня еще учится, но завтра придет в компанию.
Другая цель — подготовить наших студентов к решению этических дилемм. Например, как правильно по­ступить в ситуации, когда законные интересы акционеров находятся в конфликте с интересами работников компании? Это этическая дилемма. Мы готовим студентов к таким ситуациям в бизнесе. Мы пытаемся научить их оценивать конфликтную ситуацию с этической точки зрения, предлагая им практические навыки: например, умение вычленить этическую составляющую проблемы, найти целесообразное оправданное решение при столкновении с этическими дилеммами и умение ясно и убедительно обосновывать свое решение.
— Как такие встречи воспринимают студенты?
— Визит бывших аферистов всегда пользуется успехом у студентов, дает пищу для ума и для разговоров. История бывшего осужденного может быть очень мощной в эмоциональном плане и оставить незабываемый отпечаток на всю жизнь, особенно когда слушатели отождествляют себя с лицом повествователя из–за близкого возраста и схожего образования.
К тому же спикеры откровенно отвечают на заданные вопросы и открыто говорят о пережитом. Обычно студенты после завершения семинара еще долго обсуждают с сокурсниками увиденное и услышанное в ауди­тории.
— Визит бывших аферистов всегда пользуется успехом у студентов, дает пищу для ума и для разговоров. История бывшего осужденного может быть очень мощной в эмоциональном плане и оставить незабываемый отпечаток на всю жизнь, особенно когда слушатели отождествляют себя с лицом повествователя из–за близкого возраста и схожего образования.
К тому же спикеры откровенно отвечают на заданные вопросы и открыто говорят о пережитом. Обычно студенты после завершения семинара еще долго обсуждают с сокурсниками увиденное и услышанное в ауди­тории.
— Практика таких встреч внедрена в 2002 году.
Как вы оцениваете ее результаты сегодня?
— Когда мы впервые организовали такое занятие, бывший осужденный, которого мы пригласили, рассказывал о своем проступке как о забавной, смешной истории почти час. Это совершенно не соответствовало нашей задумке. Ведь это дело не шуточное.
Сейчас действует хорошо отработанная схема занятия: дается 5 минут на выступление белому воротничку, 5 минут — на выступление прокурору. Затем студенты задают интересующие их вопросы. При этом я очень внимательно слежу за дискуссией.
На самом деле этот метод вызывает разногласия. Некоторые бизнес–школы критично относятся к такому подходу, считая его неэтичным. Во–первых, полагают они, выставлять напоказ мошенников и платить им за выступление — это неблаговидно, то есть аферистам дают возможность заработать на их же правонарушениях.
Во–вторых, противники методики считают, что в этом есть определенный риск: студенты могут воспринимать семинар как полезные советы или своеобразное руководство, как воспользоваться служебным положением. В–третьих, такой подход ставится под сомнение, так как он может усилить ошибочное представление о том, что люди, принимающие решения и занимающие ответственные позиции в бизнесе, — жулики и воры.
Я отношусь к этой практике положительно. Наш семинар — это только небольшая часть курса этики. Встреча с белыми воротничками, осужденными за экономические преступления, — это лишь один из способов подачи материала. Мы проводим гораздо больше времени, рассказывая студентам о положительных примерах, о бизнес–лидерах, соблюдающих высокие этические стандарты ведения бизнеса, которым хочется подражать. Вопреки тому, что мы читаем в прессе, и исходя из личного опыта могу сказать, что большинство бизнесменов — порядочные и честные люди. К тому же мы не платим за выступление бывшим белым воротничкам. Бизнес–школа заплатила за выступление только первым трем выступающим, но потом мы пересмотрели нашу практику.
— Когда мы впервые организовали такое занятие, бывший осужденный, которого мы пригласили, рассказывал о своем проступке как о забавной, смешной истории почти час. Это совершенно не соответствовало нашей задумке. Ведь это дело не шуточное.
Сейчас действует хорошо отработанная схема занятия: дается 5 минут на выступление белому воротничку, 5 минут — на выступление прокурору. Затем студенты задают интересующие их вопросы. При этом я очень внимательно слежу за дискуссией.
На самом деле этот метод вызывает разногласия. Некоторые бизнес–школы критично относятся к такому подходу, считая его неэтичным. Во–первых, полагают они, выставлять напоказ мошенников и платить им за выступление — это неблаговидно, то есть аферистам дают возможность заработать на их же правонарушениях.
Во–вторых, противники методики считают, что в этом есть определенный риск: студенты могут воспринимать семинар как полезные советы или своеобразное руководство, как воспользоваться служебным положением. В–третьих, такой подход ставится под сомнение, так как он может усилить ошибочное представление о том, что люди, принимающие решения и занимающие ответственные позиции в бизнесе, — жулики и воры.
Я отношусь к этой практике положительно. Наш семинар — это только небольшая часть курса этики. Встреча с белыми воротничками, осужденными за экономические преступления, — это лишь один из способов подачи материала. Мы проводим гораздо больше времени, рассказывая студентам о положительных примерах, о бизнес–лидерах, соблюдающих высокие этические стандарты ведения бизнеса, которым хочется подражать. Вопреки тому, что мы читаем в прессе, и исходя из личного опыта могу сказать, что большинство бизнесменов — порядочные и честные люди. К тому же мы не платим за выступление бывшим белым воротничкам. Бизнес–школа заплатила за выступление только первым трем выступающим, но потом мы пересмотрели нашу практику.
— Как вы думаете, какова мотивация приглашенных вами
людей делиться своим опытом?
— Думаю, некоторые из них хотят сделать все возможное, чтобы предостеречь других от ошибок, которые совершили они сами.
Прокурор и осужденный, каждый по–своему, повествуют об одном и том же судебном деле. Слушание дела в рамках нашего семинара — незабываемый опыт, оставляющий глубокий эмоциональный след в сердце слушателя.
— Думаю, некоторые из них хотят сделать все возможное, чтобы предостеречь других от ошибок, которые совершили они сами.
Прокурор и осужденный, каждый по–своему, повествуют об одном и том же судебном деле. Слушание дела в рамках нашего семинара — незабываемый опыт, оставляющий глубокий эмоциональный след в сердце слушателя.
— Насколько, по вашему мнению, в совершении
преступлений белых воротничков виновата система управления, которая позволяет
их совершать?
— Хотя бизнесмены и топ–менеджеры в большинстве своем честные люди, как я уже и говорил, достаточно проступка одного человека, чтобы поставить под сомнение репутацию всего сообщества.Некорректно возлагать вину за мошенничества в бизнесе только на систему управления. Да, можно строже регламентировать корпоративную систему управления, но гораздо важнее контролировать самого себя, особенно когда на человека возлагается больше ответственности в ходе развития карьеры.
Представители закона рассказывали нам о том, что в большинстве случаев, когда экономические преступления совершаются белыми воротничками, присутствует обычно три элемента: нужда в деньгах, удобный случай и логическое обоснование своих действий, то есть разумное объяснение, которое человек дает себе сам, идя на сделку с совестью.
— Хотя бизнесмены и топ–менеджеры в большинстве своем честные люди, как я уже и говорил, достаточно проступка одного человека, чтобы поставить под сомнение репутацию всего сообщества.Некорректно возлагать вину за мошенничества в бизнесе только на систему управления. Да, можно строже регламентировать корпоративную систему управления, но гораздо важнее контролировать самого себя, особенно когда на человека возлагается больше ответственности в ходе развития карьеры.
Представители закона рассказывали нам о том, что в большинстве случаев, когда экономические преступления совершаются белыми воротничками, присутствует обычно три элемента: нужда в деньгах, удобный случай и логическое обоснование своих действий, то есть разумное объяснение, которое человек дает себе сам, идя на сделку с совестью.
Но нам интересно разобраться и понять в каждом отдельном
случае, что заставило конкретно этого человека пойти на преступление
и что подтолкнуло его к этому опрометчивому шагу.
Справка
Ричард Шрев — профессор деловой этики. Учился в Военно–морской
академии США (1961). Бакалавр естественных наук. Получил степень MBA
в Гарвардском университете (1970); степень магистра богословия
в Йельском университете (1991).
Сфера интересов: деловая этика, инвестиции, банковская деятельность.
Сфера интересов: деловая этика, инвестиции, банковская деятельность.
Tuck School of Business (до 2000 г — Дартмутская бизнес–школа) —
одна из старейших в мире (основана в 1900 г.). Здесь
обучается свыше 500 студентов, преподавательский состав насчитывает 44 человека.
Именно в TSB впервые началось преподавание и присвоение степеней
по программам МВА.