Большинство крупных городских бизнес-сообществ так называемого общего профиля системно лоббизмом не занимаются, хотя по сути их создавали именно для этого.
Сегодня в Петербурге работает до сотни различных
отраслевых и общих объединений предпринимателей, больших и малых.
В уставе­ многих из них есть фраза о том, что создаются
они, чтобы защищать и продвигать интересы компаний-членов.
Но на деле ресурсами для этого обладают не все, а те,
у кого они есть, афишировать свои возможности не спешат. Хотя
некоторые выводы можно сделать, просто наблюдая за работой этих объединений
со стороны, говорят эксперты.
Их немного
Среди крупных деловых сообществ общего профиля наиболее
эффективным в лоббировании интересов бизнеса аналитики считают
петербургское отделение Американской торговой палаты (AmCham). "У него
очень хорошие отношения именно с экономическим блоком правительства города,
через который при необходимости подтягиваются другие комитеты
Смольного", - говорит на условиях анонимности GR-специалист
иностранного предприятия. Особенно организация сильна в налоговых
и таможенно-тарифных вопросах. Исполнительный директор СПб AmCham Мария Чернобровкина
и сама неоднократно признавала заслугу палаты, например, в решении
проблем на таможенных постах в регионе в прошлом году. Возможно,
именно имеющиеся лоббистские возможности организации привлекают к ней
не только американские компании.
Лоббистские ресурсы других деловых сообществ общего профиля
эксперты оценивают не так высоко. Хотя Российский союз промышленников
и предпринимателей, в частности его главу Александра Шохина, они
называют одним из главных лоббистов бизнеса в стране, успехи местного
Союза промышленников и предпринимателей в этом деле,
по их мнению, оставляют желать лучшего. Если говорить о членстве
в этой организации, то оно полезно для петербургских компаний,
работающих на уровне страны, замечает директор по корпоративным
коммуникациям ЗАО "Евросиб" Сергей Ставцев. "Это действительно реальный
инструмент для захода в федеральные органы власти", - говорит
он.
Работа местного представительства Российско-британской
торговой палаты больше ориентирована на то, чтобы предоставить своим членам
возможность обрести нужные связи во власти, чем на то, чтобы
заниматься лоббизмом самим, считает менеджер по связям с общественностью
и органами власти ООО "БСХ Бытовые Приборы" Антон Рассадин.
Определенный ресурс есть и у Петербургской международной
бизнес-ассоциации (СПИБА). Впрочем, некоторые эксперты говорят о его
ослабевании, которое стало следствием проблем в руководстве организации
в последние годы. Новый исполнительный директор СПИБА Людмила Мургулец
считает, что лоббирование - это давление на власть, а эффективнее
все-таки сотрудничество. "Когда мы приходим во власть, то спрашиваем, чем
мы можем быть полезны, - говорит она. - У нас есть мировой опыт
и опыт международных компаний, есть желание сотрудничать и вместе
решать вопросы. Именно так мы работали по законодательству
по стратегическим инвестициям, по миграционному законодательству,
работаем с УФАС, входя в его консультационный совет, с таможней,
монополистами, городской администрацией. Я уверена: бизнес-ассоциации
должны быть лобби своих членов, так как для этого они
и существуют".
Количество и качество
Нужно различать лоббирование интересов бизнеса и их защиту,
считает президентЛенинградской торгово-промышленной палаты (ЛТПП) Рашид Исмагилов. "Закон о
лоббировании отсутствует в российском законодательстве, - замечает
он. - Другое дело - защита интересов­ бизнеса, осуществляемая
в рамках действующего законодательства. В ЛТПП созданы отраслевые
комитеты, члены которых обсуждают законопроекты и предлагают поправки к ним.
На заседания комитетов приглашаются представители властных структур,
которые получают возможность озвучить свою позицию, выслушать замечания
и предложения предпринимателей. Кроме того, при палате работают такие
организации, как экспертный совет для проведения экспертиз нормативных
правовых актов на коррупциогенность, экспертный совет по досудебному
разрешению таможенных споров. Что касается последнего, то туда
предприниматели, работающие с зарубежными партнерами, обращаются особенно
часто".
Впрочем, несмотря на все это, практически никто из
опрошенных экспертов не назвал ни областное, ни городское отделения ТПП
России среди сильных игроков.
"Никто не уменьшает значимости руководителей обеих
палат, однако, на мой взгляд, многое упирается в большое количество
членов, что не может не сказаться на качестве
работы", - замечает директор по взаимодействию с органами
государственной власти ЗАО "Интернешнл Пейпер" Сергей
Танащук.
"Лоббистский ресурс бизнес-ассоциаций сильно зависит
от их первых лиц, - добавляет глава Сланцевского района -
координатор проекта "Свой дом" и экс-председатель совета директоров компании
"Пул Экспресс" Владимир Петров. - Нужно, чтобы люди имели доступ
к тем, кто принимает решения, во многих случаях, к сожалению, все
сводится к сбору членских взносов. Особенно это характерно
для отечественных объединений. В этом смысле отраслевые ассоциации,
на мой взгляд, имеют больший лоббистский ресурс, чем объединения
общего профиля: они четко знают, какие есть проблемы, и работают
с узким кругом политических стейкхолдеров. Когда собираются люди
из разных сфер бизнеса, в большинстве случаев цель - хорошо
провести время, а не решить проблему".