Ретейлеры надеются на развитие своего дела в ближайшие 5 лет, но боятся брать кредиты.
Аналитики RetailCRM выяснили, что примерно каждый четвёртый владелец или управленец в рознице не ожидает ничего хорошего от ближайшего года — ни для своего бизнеса, ни для экономики страны в целом. Однако в перспективе 5 лет треть бизнесменов надеются на однозначно благоприятное будущее.
Наибольший пессимизм наблюдается в ответах на вопрос о перспективах кредитования. 64% опрошенных бизнесменов считают, что сейчас не лучшее время, чтобы брать займы. 18% не видят ничего плохого в том, чтобы кредитоваться, но и благоприятным для этого текущий момент не считают. Несмотря ни на что, однозначно хорошей идеей взять кредит прямо сейчас считают 10%. Ещё 8% участников затрудняются с оценками.
RetailCRM поставляет предприятиям торговли специализированное IT–решение для управления продажами, лояльностью, чатами и рассылками в ретейле и e–commerce. К системе подключены 22 тыс. онлайн–магазинов и точек продаж, которые ежемесячно проводят через платформу 2,5 млн заказов. На основании этой базы и проводилось исследование.
Опрос проходил с 4 по 18 ноября среди 1,1 тыс. респондентов с помощью онлайн–анкеты. 70% участников исследования назвали себя владельцами розничного бизнеса, 30% — управляющими (директора, топ–менеджеры).
О росте выручки за последний год заявили 33% респондентов. У 35%, напротив, зафиксировано её снижение. У 29% выручка осталась без изменений. Значительная часть опрошенных ретейлеров смотрит в будущий год с оптимизмом — 36% прогнозируют рост выручки. Однако заметное количество ждёт падения — 24%. Примерно столько же (25%) оказалось тех, кто считает, что ничего не изменится. Остальные 15% не знают, чего ждать от ближайшего года.
По словам экспертов, существенное влияние на настроения ретейлеров оказывает сфера, в которой они работают. Самыми популярными направлениями торговли среди участников опроса оказались одежда и обувь (27%), продукты питания (22%), товары для ремонта и дома (20%).
Также важное значение имеет формат торговли. Не первый год говорится, что гипермаркеты, не так давно бывшие главным символом процветающей розницы, теряют популярность.
“
"В последние годы мы видим, что ретейлеры уходят в малые форматы: клиенты хотят приобретать товары повседневного спроса без лишних затрат времени и денег, а также отвыкают от магазинов, в том числе и из–за развития сервисов доставки. Микромаркеты — самый малый формат. Это направление умного ретейла сегодня максимально соответствует потребностям клиентов, которые в современном ритме жизни ищут удобные решения для покупок. В том числе возможность приобрести свежие товары без очередей и не затрачивая много времени на дорогу", — объясняет основатель и CEO компании Briskly Глеб Харитонов.
Ещё один важный момент — ситуация с кадрами. По словам Глеба Харитонова, ретейл в этом вопросе переживает не лучшие времена, точно так же как и другие отрасли экономики. По данным экспертов рынка труда, количество вакансий в продуктовых магазинах с 2022 года выросло на 60%. В таких условиях обеспечить нужный уровень сервиса становится всё сложнее. А это в итоге негативно сказывается на трафике покупателей.
Оптимизм характерен для компаний, которые не зависят от кредитных средств и, соответственно, более устойчивы в условиях экономической нестабильности, отмечает директор по маркетингу сети кафе "Крошка Картошка" Сергей Лапада.
Малый и средний бизнес традиционно видит возможности для роста выручки за счёт повышения цен, тем самым частично перекладывая экономические трудности на потребителей. Позитивные ожидания в большей степени связаны с гибкостью конкретных игроков, а не с объективными экономическими предпосылками, считает эксперт.
Директор факультета бизнеса Университета "Синергия" Кирилл Плохих добавляет, что большинство ретейлеров, прогнозирующих рост выручки, несмотря на общую неопределённость, — не оптимисты, а реалисты.
“
"Инфляция растёт, цены на производство продукции увеличиваются, средний чек и стоимость товара, отпускаемого на кассе, повышаются. Следовательно, выручка тоже увеличивается. В ближайшие 5 лет этот тренд, скорее всего, будет сохраняться. Речь идёт не о том, что большинство ретейлеров верят в благоприятное будущее, в то, что население станет богаче и будет больше покупать. Речь о том, что выручка у предпринимателей будет неизбежно расти вслед за уровнем цен. Что касается тех опрошенных, которые считают, что ситуация останется неизменной, то они, на мой взгляд, поддались меланхолии. Изменения неизбежны, и те предприниматели, которые смогут под них подстроиться, останутся на плаву", — рассуждает Кирилл Плохих.
Собеседники "ДП" считают, что уверенность в благоприятных перспективах связана с ожиданием стабилизации покупательной способности населения. Текущая ситуация создаёт трудности для потребителей, но в будущем экономика так или иначе адаптируется и многие из актуальных сейчас факторов перестанут влиять так же остро.