Маркетолог Сергей Славинский о том, почему новые рестораны так похожи друг на друга.
В течение последних 3 лет в городе
открылось огромное количество новых ресторанов, увы, почти
не отличающихся друг от друга. Салат "Цезарь", гребешки, пасты
и тыквенный суп–пюре, утиная грудка, каре ягненка, дорадо на гриле
и тирамису — таких заведений тьма–тьмущая. Cмесь европейского
и итальянского меню. А иногда вдобавок даже что–то японское, вок
и хачапури. И все рестораны cо слегка состаренной мебелью
(уж венские стулья будут в большинстве) и винтажными элементами
интерьера, выполненного в бежево–коричневой гамме, где у столов
абсолютно одинаковые ножки, напоминающие бабушкины швейные машины Singer.
Оптимальные с точки зрения бизнеса и
интерьер, и меню. Так, чтобы наверняка. С одной стороны, такой интерьер и кухня
не могут не понравиться (а значит, меньше гостей развернется и уйдет), с другой
— нет проблем с поставщиками и поварами: все продукты хорошо известны и всегда в
наличии.
Если рассматривать такой подход
формально, его природа ясна. Исследования ресторанного рынка проводятся с
1934 года, и мотивы его посещения за 70 лет почти не изменились: просто поесть и
встретиться с друзьями — на них приходится более 60% мнений респондентов. И в
России ситуация очень похожа. Ее, видимо, и трактовали буквально. Если поесть и
встретиться, так зачем искать какие–то собственные фишки? Посадочного места
будет достаточно.
В итоге — огромное количество клонов. Один на
другой похожие рестораны с одинаковым меню (разница лишь в соусах и гарнирах),
сопоставимыми ценами и похожими интерьерами. И каждый вновь открытый
брат–близнец забивал новый гвоздь в крышку их общего клонического гроба. Почему?
Клоны убили главный мотив выбора ресторана — качество еды (это понятие чуть
шире, чем качество исходных продуктов): оно везде одинаково. Приемлемо. И
теперь, с появлением очередного клона, в каждом из ресторанов среднего класса
убывает количество гостей. Уже сейчас многие стоят пустыми. Можете
убедиться.
Отличие петербургского рынка от того же московского в том, что аудитория, которая может с завидной регулярностью тратить 1000–1500 рублей на ужин, не слишком велика. А конкуренция на рынке "просто посидеть" высокая. Поэтому ресторанам недостаточно предлагать лишь место, локацию, которая до последнего времени считалась определяющей успеха.
Отличие петербургского рынка от того же московского в том, что аудитория, которая может с завидной регулярностью тратить 1000–1500 рублей на ужин, не слишком велика. А конкуренция на рынке "просто посидеть" высокая. Поэтому ресторанам недостаточно предлагать лишь место, локацию, которая до последнего времени считалась определяющей успеха.
Читайте также:
Компактный общепит
Для того чтобы ресторан был удостоен
посещения, необходимо реальное отличие, заставляющее возразить: нет, поедем
только туда. И это не только кухня, но и атмосфера заведения. Она крайне важна,
потому как второй по значимости мотив выбора конкретного ресторана — ощущение
безопасности.