На этой неделе Владимир Путин заявил, что ГЛОНАСС охватит весь земной шар, а Роскосмос попросил на развитие системы еще 402 млрд рублей. DP.RU выяснил, кто на самом деле зарабатывает на ГЛОНАСС.
"Если мы покажем, что двухсистемный приемник ГЛОНАСС?/?GPS работает существенно лучше и при этом не стоит бешеных денег, это сразу стимулирует мировой спрос на него. В частности, нашей компании благодаря такому приемнику удастся занять до 10% мирового рынка", - надеется Николай Михайлов, глава петербургского офиса White Dwarf Ltd. Его компания является составной частью тайваньской Mstar semiconductor, которая выпускает чипы для навигаторов. Совокупная доля пяти компаний, покупающих ее чипы, на мировом рынке составляет 50%.
Роль Петербурга в производстве спутниковых приборов такова, что он может считаться навигационной столицей. Помимо White Dwarf навигаторы и оборудование для самих спутников ГЛОНАСС производят в Российском институте радионавигации и времени (ОАО "РИРВ").
Что касается Mstar, интеллектуальная начинка для навигационных чипов создается в Петербурге, материальное воплощение они обретают на Тайване, там же остаются доходы от продаж. С 2005 года компания работает с GPS-чипами, 2 года назад решила завоевать мировой рынок, предложив ему идею российского модуля ГЛОНАСС.
В 2005 году Mstar купила петербургское предприятие "Софтнав", созданное Николаем Михайловым, так что корни у азиатского чипа местные. Закончив аспирантуру СПбГУ по направлению "физика земли", Николай в 1992 году уехал в Германию. Дописывал диссертацию, а на жизнь зарабатывал в должности сторожа земельной психиатрической больницы. Спустя 4 года на молодого ученого-эмигранта вышли топ-менеджеры немецкого тогда еще Daimler-Benz. Им был нужен человек, который од мог бы организовать совместную работу немецких предпринимателей и российских ученых из Института радионавигации и времени. Николай возглавил проект с российской стороны, а по его окончании продолжил делать scientific research для иностранных компаний. Для этого учредил "Софтнав".
"Мы финансировали проекты на пару с моим американским партнером. Когда государственные научные институты рушились, у нас была возможность предлагать инженерам достойную оплату. Постепенно мы накопили критическую массу ноу-хау и уже стали думать о том, как уйти от сервисной бизнес-модели и создать свою технологию. В итоге мы создали чипсеты GPS и стали искать стратегического партнера. Им стала Mstar", - рассказывает Николай Михайлов. По сути, White Dwarf сейчас предстоит второй технологический рывок. Но ставки возросли: на кону десятая часть всего мирового рынка навигационных чипов. Если у этой цели и есть препятствия, то это скепсис потребителей по поводу ГЛОНАСС.
На самом деле ГЛОНАСС имеет долгую историю. Первый спутник был запущен еще в 1982 году, а в августе 2001 года была принята федеральная целевая программа "Глобальная навигационная система". Предполагалось, что к 2010 году в России не останется ни пяди земли, где нельзя было бы принять сигнал от спутника. Однако, по мере того как эти планы сдвигались, поклонников у проекта оставалось все меньше - массовый потребитель довольствовался GPS.
На фото: Плата 1к-181, установленная в спутниковом синхронизирующем устройстве ГЛОНАСС/GPS "Навигатор", разработанном в ОАО "Российский институт радионавигации и времени"
Однако в апреле на этом поле случилась микрореволюция: телефон МТС Glonass 945 с заветным чипом оказался в руках сотни обычных потребителей. Корреспондент dp.ru был одним из них. На территории Петербурга прибор нашел себя только однажды. Около Константиновского дворца в Стрельне на экране телефона появилась карта Финского залива, подпись к ней "Невская губа" и жирная красная точка. В защиту проекта ГЛОНАСС эксперты говорили, что в данном случае имеет место недоработка технологии компанией - производителем телефона - китайской ZTE. Такой чип для использования в мобильном телефоне не предназначен.
Почти одновременно с этим гаджетом несколько иностранных компаний начали продажу в салонах связи и навигаторов с чипом ГЛОНАСС/GPS. Но пока без рекламной поддержки. "Мы отказались от какой бы то ни было рекламы навигаторов с ГЛОНАСС, потому что после МТС 945 их бы точно никто не купил. У пользователей сложилось мнение, что такие приборы не могут работать в России, за границей тем более", - сообщил представитель одной из сетей салонов связи.
Это убеждение ошибочное. Особенно если учесть, что недавно на орбиту выведены все спутники ГЛОНАСС за исключением одного. По словам Владимира Климова, исполнительного директора Ассоциации разработчиков, производителей и потребителей оборудования и приложений на основе глобальных навигационных спутниковых систем ("ГЛОНАСС-Форум"), в трех орбитальных плоскостях сейчас работают 23 спутника. Все они используются по целевому назначению. На гражданском языке это означает, что спутники не выработали своего ресурса и не вышли из строя. Это было основной проблемой в предыдущие 5 лет формирования системы. Одновременно на орбите в разное время находилось от 8 до 11 спутников, и они не обеспечивали надежного покрытия и устойчивого сигнала.
Производство оборудования для спутников и их запуск - самая затратная часть проекта ГЛОНАСС и одна из причин, по которой он критикуется.
"Мне эти претензии не понятны. Окупить вложения в поддержку сигнала никогда не удастся. И Россия, и американцы сделали сигнал открытым. Протоколом могут безвозмездно пользоваться все заинтересованные лица", - говорит Андрей Кабиров, директор по маркетингу и продажам ОАО "РИРВ". Институт еще в 1975 году получил орден Октябрьской Революции за разработку стандарта времени и частоты, а также синхронизации. Подобные системы РИРВ разрабатывает и производит для самих спутников на орбите. Кроме того, институт делает множество приборов для конечных потребителей - моряков, авиации, армии, а 2 месяца назад начал продажи навигатора ГЛОНАСС/GPS для всех. Всего в 2010 году объем производства аппаратуры ГЛОНАСС?/?GPS в РИРВ составил 789 млн рублей.
До конца 2011 года планируется вывести еще один и три резервных спутника, таким образом формирование группировки космических аппаратов будет завершено. Но и без этого спутники, как говорит Владимир Климов, обеспечивают 100%-ную доступность территории России. В зависимости от времени суток и географической широты ГЛОНАСС покрывает от 99,5 до 100?% поверхности земного шара. США в настоящий момент используют 31 спутник GPS. Постепенно преимущество двухсистемных навигаторов начинают осознавать не только специалисты, но и простые потребители. По оценке исследовательского агентства Smartmarketing, в 2010 году на рынке наметился перелом и подобное оборудование постепенно покидает нишу специальных применений. "В мире созрел спрос на более точное определение координат. За счет удачной комбинации спутников GPS и ГЛОНАСС удается получить непрерывный сигнал, теперь нужно добиться большей точности", - поясняет Николай Михайлов.