Комитет по здравоохранению Петербурга нарушает антимонопольное законодательство, организуя закупки лекарств у своих компаний, считают в Управлении антимонопольной службы (УФАС) по Петербургу.
Противостояние Управления федеральной антимонопольной службы (УФАС) и комитета по здравоохранению Петербурга (КЗ), возглавляемого Юрием Щербуком, началось 2 года назад. В 2009 году аукцион комитета по здравоохранению на 4 млрд рублей по закупке льготных лекарств для медицинских учреждений Петербурга выиграли две компании — ЗАО "Империя-Фарма" и ОАО "Фармбаза".
Известно, что учредителем ОАО "Фармбаза" выступает комитет по управлению городским имуществом (КУГИ) Петербурга. Компанию "Империя-Фарма", по данным СПАРК, контролирует предприниматель Омар Гурцкая. Ранее в СМИ упоминалось, что 25% "Империи-Фарма" принадлежат сыну губернатора Петербурга Валентины Матвиенко Сергею Матвиенко.
В сентябре 2009 года УФАС по Петербургу нашло в их действиях признаки сговора, что грозило компаниям штрафом в размере до 15% от оборота. Компании оспорили претензии УФАС в арбитражном суде и доказали, что действовали вполне бескорыстно, участвуя в конкурсе на общих основаниях. Суды первой инстанции действуют в интересах КЗ, считает представитель УФАС. Поэтому антимонопольщики собираются оспорить решение в апелляционной инстанции суда.
В 2010 году открытый аукцион на закупку на 2011 год льготных лекарств для КЗ снова вызвал вопросы антимонопольного ведомства. Начальная цена контракта составляла 3,15 млрд рублей, 16 лотов выиграла "Империя-Фарма" и два — "Фармбаза". Стартовая цена снизилась всего на 50 тыс. рублей.
На фото: Юрий Щербук
На этот раз УФАС решило предъявить претензии организаторам аукциона и 8 августа признало КЗ нарушителем закона о конкуренции на основании жалобы подмосковного производителя лекарств ЗАО "Ф-Синтез". Компания не была допущена к торгам из-за отсутствия лицензии на розничную торговлю. При этом ОАО "Фармбаза", также не имеющее лицензии на розничную торговлю, получило соответствующий допуск. В ЗАО "Ф-Синтез" утверждают, что не раз пытались участвовать в конкурсах петербургского комитета по здравоохранению, но неизменно получали отказ.
В петербургском
УФАС считают, что комитет по здравоохранению провел конкурс с нарушениями, которые касаются как составления лотов, так и требований к конкурсной документации. В ведомстве считают, что конкурсная документация КЗ составлена для своих.
"Если бы комитет по здравоохранению действовал в соответствии с законом, то лекарства обошлись бы Петербургу дешевле. Комитет постоянно игнорирует наши предписания, обжалуя их в судах. Оспорят и это", — уверены представители УФАС.
Ни комитет по здравоохранению, ни победители аукциона не комментируют сложившуюся ситуацию. Однако претензии к организации городских тендеров — далеко не редкость в петербургской юридической практике.
Председатель комиссии Законодательного собрания Петербурга Александр Ольховский уверен, что причина кроется в несовершенстве самого механизма городских конкурсов.
Исключить подобные ситуации, по мнению Александра Ольховского, может система двух конвертов. Сначала заказчик объявляет техзадание, а участники конкурса подают в одном конверте свои предложения, а во втором — названия компании. Первым объявляется результат по предложениям. Это, по мнению Александра Ольховского, сделает процедуру конкурса непрозрачной для заказчика.