Ровно 20 лет назад Россия могла пойти по совершенно другому пути. 19 августа 1991 военные и члены правительства, несогласные с политикой президента СССР Михаила Горбачёва, рещили захватить власть в стране и создали , государственный комитет по чрезвычайному положению - ГКЧП. Один из его членов, Дмитрий Язов рассказал "Деловому Петербургу" почему он приказал защищать Белый дом, можно ли было спасти СССР и рассказал анекдот про глухую старушку.
"Давайте, в 9 утра, в старом здании Генштаба, первый подъезд, там мемориальные доски Жукова и Устинова…" - говорил по телефону Дмитрий Тимофеевич. В половине девятого по дороге к желтому зданию с колоннами шествуют молодые люди в клетчатых рубашках и футболках. Рядовой с красными погонами пропускал их внутрь и даже иногда отдавал честь. На третьем этаже дородная красавица и ее громкий пылесос.
"А где найти маршала Язова?" - "Да вот он", - оказывается, красавица пылесосит прямо у маршала под дверью. В кабинете нет ни предбанников, ни секретарш. Линолеум, мебель из 1960-х, скромный стол со стопкой книг ("Герои Советского Союза: Абаев-Любичев", "Записки фронтового артиллериста") и телефон с российским флагом. Телефон звонит, и маршал всякий раз объясняет: "Тут ленинградцы меня допытывают". Видно, что слово "Ленинград" Дмитрий Тимофеевич произносит с явным удовольствием.
DP.RU: Хочу поговорить про разрушение Советского Союза и про армию. С чего лучше начать?
Дмитрий Язов: Армия - атрибут государственного аппарата. Изначально идет государство. Поэтому лучше начать с того, почему был разрушен Советский Союз.
DP.RU: Для меня это большой вопрос. Почему такое большое количество людей вдруг оказалось против?
Дмитрий Язов: А кто вам сказал, что большое? Записывайте: 17 марта 1991 года был референдум, и 76,6% проголосовало за Союз Советских Социалистических Республик. 76,6! Квалифицированное большинство это называется. Или абсолютное большинство. Кто проголосовал против? Те, кто стремился отделиться. Прибалтийские республики, еще некоторые, которые надеялись на самостийность. А что подтолкнуло их к этому? После того как проголосовал народ за Советский Союз, Горбачев решил создать Союз суверенных государств. На первом же совещании, которое он проводил, я сказал: "Армии не будет!" Имелось в виду, что в Союзе суверенных государств будет одна армия, будет один комитет госбезопасности, будет одна милиция. Вы вот сейчас можете в это поверить? Конечно, этого не могло быть!
На фото: Дмитрий Язов
Каждый захочет иметь свою армию, свой почетный караул, какой-нибудь свой оркестр, гвардию, охрану и так далее. В итоге меня, Крючкова и Пуго Горбачев не стал на эти совещания приглашать. Кроме того, он стал президентом и ликвидировал то политбюро, которое было. Я был кандидатом в члены политбюро, членом политбюро был Крючков, членом политбюро был Егор Кузьмич Лигачев и т. д. А Горбачев сделал политбюро по национальному признаку - его членами стали первые секретари ЦК республик. И стало возможным работать над так называемым союзным договором. Его подготовили, и 3 августа Горбачев ушел в отпуск. Подписать согласились пять среднеазиатских республик - Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан… И шестая Россия. Ельцин колебался, подписывать или не подписывать. Но это как раз и не соответствовало референдуму, это и есть измена народу! Народ-то проголосовал за СССР. Какой Союз суверенных государств? Тем более, сразу стало известно, что Прибалтика выходит, закавказские республики выходят, Молдавия выходит, и Украина выходит. То есть какой суверенный союз?!
DP.RU: Фактически же ГКЧП был экспромтом, вы, как военачальник, должны были понимать, что, если операция не подготовлена, силы не стянуты…
Дмитрий Язов: Никакие силы не надо было стягивать, мы не собирались никого убивать. Единственное, что мы собирались, - сорвать подписание этого договора о Союзе суверенных государств. Было очевидно, что государства не будет. А раз не будет государства, значит, надо было принять меры, чтобы государство было. Собралось все правительство и решило: надо ехать к Горбачеву. Все поехали ему сказать: вы за государство или нет? Давайте принимать меры. Но такой безвольный, как Михаил Сергеевич, этого не мог сделать. Даже слушать не стал. Мы уехали. Горбачев сделал выступление, зять на пленку его записал, Раиса Максимовна: "Я так спрятала, и дочка так спрятала, что никто бы не нашел". Ну, понятно, куда она заткнула эту пленку, конечно, никто не полез бы. Кому она нужна была, эта пленка. Государство разваливается, а он высказывал обиду, что ему отключили связь, не дали с Бушем поговорить.
DP.RU: Я слышал, вы сами выделили батальон для охраны Белого дома.
Дмитрий Язов: Совершенно правильно.
DP.RU: Но тогда-то говорили: войска перешли на сторону Ельцина. Получается, все не так было?
Дмитрий Язов: Конечно, не так. Незадолго до этого Ельцин избирался президентом. Приехал в Тулу. Там Грачев показал ему учения десантной дивизии. Ну, не всей дивизии - полка. Учение понравилось, хорошо выпили, и Ельцин подумал, что Паша Грачев его лучший друг. Когда ввели чрезвычайное положение, Ельцин возмутился, вроде того что переворот. Но никто его не арестовывал. Никто к нему вообще руку не приложил. Ельцин потом в 1993-м мог выключить свет, мог отключить воду, мог расстрелять Верховный совет… А мы не догадались, такие дураки! Ельцин накануне был в Алма-Ате и потом говорил, что ГКЧП задержал вылет самолета на 4 часа, для того чтобы сбить самолет. Представляешь, какая подлость! Газеты писали, как он провел эти 4 часа. С Назарбаевым 2,5 часа под дождем играли в теннис, потом пошли мыться… А он: меня хотели сбить!!! Приехал сам в Белый дом и звонит Паше Грачеву: выдели охрану. Грачев мне звонит: Ельцин просит охрану. Я говорю: Лебедя пошли с батальоном. Чтоб действительно никаких не было провокаций.
Мы организовали патрулирование, шла рота БМП… Вот здесь, прямо на проспекте Новый Арбат, поставили троллейбусы, под мостом сделали баррикаду. Танки бы прошли, а БМП остановились. Там пьяные: кто палкой стал бить, кто палатку набросил, чтобы ничего не видно было. Три человека погибли. Кто стрелял? Стрелял кто-то с крыши. Военные не стреляли. Кто-то был заинтересован. Все делали для того, чтобы была гражданская война. А я взял и вывел войска. Собрался ехать к Горбачеву, и все прибежали. Я говорю - поехали. Прилетели - он такую позу принял. Никого не принял. Унизили мы его!!!
На другом самолете прилетели Руцкой, Бакатин, Силаев - та, извините за выражение, братия, которая, похоже, и Советский Союз, и русский народ ненавидела. Ну, Руцкой - человек, которого мы спасли из плена, - показал потом, что он собой представляет: за президента, через год - против президента. Неблагодарные люди - конечно, нам нужны были не благодарности от них, мы служили народу. Я, конечно, видел, что сейчас будет арест. Мне ничего не стоило бригаду посадить на аэродром или самому сесть на другой аэродром, но это была бы гражданская война. Я служил народу, и я должен был бы из-за того, что меня хотят арестовать, развязать войну, стрелять в народ. Просто с человеческой точки зрения это надо было делать или нет?
DP.RU: Война - всегда плохо…
Дмитрий Язов: Да. И я думаю - да черт с ним, в конце концов, пусть арестовывают: состава-то преступления нет. Но арестовывают, и сразу 64-я статья - измена родине. Но как докажешь мне измену родине? Я еще вчера был министр, ввел войска для охраны Кремля, для охраны водозабора, для охраны Гохрана. Все было сохранено. Потом-то разграбили. Бриллианты, помните, увезли мешками в Америку… И чем все закончилось? Собрались три человека - Ельцин, Кравчук и Шушкевич. Имели они право ликвидировать государство? В пьяном виде подписали, проспались и утром первом делом доложили Бушу… Вот какая стыдобища! Горбачев: мне не доложили. А тебе не доложили, потому что не хотели, чтобы ты был президентом. Ты их сделал суверенными - они стали суверенными. И на тебя наплевали. Ельцин буквально через 3-4 дня выгнал его из Кремля и с дачи, и сейчас он ошивается по белому свету. Оказался без всего со своей глупой политикой, со своим пресмыкательством. Я был с Горбачевым, когда ему вручали в Италии премию Фьюджи.
DP.RU: Это когда было? До или после?
Дмитрий Язов: Нет, это еще когда он был генсеком, а я министром. Мы приехали к Берлускони, слышали фамилию такую?
DP.RU: Естественно...
Дмитрий Язов: Любитель женщин, у него богатое имение, городок Фьюджи. Берлускони вручил Горбачеву премию. Где-то полмиллиона. Не лир, а долларов. Оттуда мы прилетели в Париж на подписание договора по СБСЕ (в ноябре 1990 г. в Париже был заключен Договор об обычных вооруженных силах в Европе). Получилось так - Америка выведена за рамки переговоров, американских только два корпуса. А наши - южная группа, центральная группа, северная группа, группа войск в Германии, и все округа - Ленинградский, Белорусский, Прикарпатский, Киевский, Одесский, Закавказский, Северокавказский, Московский - все до Урала - Европа. И мы должны были уничтожать больше 25 тыс. единиц бронетанковой техники, они - ничего. Вот работа Шеварднадзе и Горбачева.
DP.RU: Утром - деньги, вечером - стулья?
Дмитрий Язов: А как ты думал? А перед этим еще и Нобелевскую получил. Миллион 20 тыс. Конечно, его купили прилично. А ведь перед этим-то мы сократили почти все ракеты средней и меньшей дальности. У нас была "Ока", фронтовая ракета с дальностью 400 км. 18 дивизионов было сделано. Госсекретарь Шульц сказал Шеварднадзе, что если бы "Оку" делали по нашей технологии, то эта ракета летела бы до 1 тыс. км. Значит, надо ликвидировать. Шеварднадзе согласился. И, обходя Генеральный штаб и министра обороны, включили ракету в договор и ликвидировали… А вечером в Париже нас пригласили на ужин в американское посольство. Нас трое было - Горбачев, Шеварднадзе и я. И они - Буш-старший, Бейкер и Чейни. За ужином Горбачев рассказывает анекдот: "В трамвае едут ветераны и везут наглядную агитацию: портрет Брежнева в орденах и портрет Горбачева в талонах". Почему у нас ничего не стало? Не стало табака, не стало мыла, не стало порошка. Почему?
DP.RU: Почему?
Дмитрий Язов: Специально делали, для того чтобы вызвать неудовлетворение, недовольство. Американцы засунули 5 трлн для того, чтобы ликвидировать Советский Союз… Ну что там говорить, Ельцин поехал туда. Пьянствовал. Я сам видел. Наши-то ребята-разведчики не дураки были. Сейчас все продается, все покупается, а тогда был Пеньковский и - труп (полковник ГРУ, расстрелян в 1963 г. за шпионаж). Ельцин выпил виски 750 грамм ночью и поехал в Бостон, есть такой город, там Гарвард, университет. Ельцин должен был там выступать. Стоит он, говорит какой-то ученый. Ельцин у него - раз бумажку (показывает): "Говори без бумажки". Тот по-английски: "Меня моя мама учила не реагировать на дураков", - и продолжал. Но Ельцин же не знал английского.
DP.RU: Друзья познаются в беде… Бывает, что люди пугаются в опасной обстановке…
Дмитрий Язов: Да какая она опасная! Не было никакой такой обстановки. Никто никого не испугался. Вот единственный Пуго, так сказать… Пуго застрелился с перепугу. Я не знаю, чего это он. Все остальные нормально себя чувствовали. Мы с Варенниковым и в тюрьме вместе сидели. В общем, не было повода для того, чтобы особенно расстраиваться.
DP.RU: Бывает, от важных событий в голове остаются какие-то бытовые детали… Вы что-то такое помните, насколько все было напряженно?
Дмитрий Язов: У меня было другое напряженное обстоятельство. 19 мая мы попали в аварию - ехали из Завидово, где дачи сейчас. Путин или Медведев - не знаю, кто там сейчас находится. А тогда там было охотхозяйство, за которое я отвечал, финансировал… У нас там было примерно 200 уток с подрезанными крыльями - и больше 3 или 4 тыс. цыплят. Мне позвонил начальник, говорит, среди них несколько беленьких оказалось. Я взял жену посмотреть. А на обратном пути мигалка - она впереди шла, оторвалась. Я выезжаю, и молоковоз ударил в зад. Мы полетели в кювет на скорости 100 км/ч. Бронированный ЗИЛ согнулся… Я стукнулся хорошо, а Эмма Евгеньевна одной ногой попала туда, где коленчатый вал проходит: в трех местах ногу поломала, и руку ей оторвало. У меня всегда было две машины: вторая - связная, на случай войны, там, где чемоданчик. Никакой там кнопки нет, машина оборудована для того, чтобы дать команду. Мы пересели в эту машину, там места много. И я по телефону через дежурного сказал, чтобы была бригада в госпитале для операции.
DP.RU: Спасли руку?
Дмитрий Язов: Все спасли. Но сейчас хромает. В августе она была вся в гипсе - нога и рука, возили на коляске. Вот это меня беспокоило, и домой я не поехал, когда ввели войска, остался в кабинете. И дежурил там, и спал…
DP.RU: Говорят, русский мужик задним умом силен. Как думаете, можно ли было все-таки спасти СССР?
Дмитрий Язов: Нет, в то время уже было нельзя. Сразу после того, как проголосовал народ, можно было спасти, но для этого нужно было убрать Горбачева, раз он захотел разрушать государство. Но его уже избрали президентом. Если бы был генсеком, убрали бы, как Хрущева, и все. А тут пусть выбрал не народ, а сессия Верховного совета, но все равно нужно собирать сессию. Я-то не мог ее собрать. Лукьянов мог. А кто будет против Горбачева выступать? Его сторонники все первые секретари, практически все хозяева республик, которые и хотели суверенности.
DP.RU: То есть вы понимали, что спасти нельзя, но все равно пошли. Какое-то донкихотство получается…
Дмитрий Язов: Я в данном случае никакой борьбы с мельницами не вижу…
DP.RU: Но Дон Кихот - символ идеализма…
Дмитрий Язов: Какой идеализм? Какой здесь идеализм! Речь шла о спасении государства!
DP.RU: Вы на Кубе были во время Карибского кризиса. Ощущали, что может начаться ядерная война?
Дмитрий Язов: Да все было понятно. Из Ленинградского округа, из 64-й дивизии на Карельском перешейке, четыре полка ушло. Потом туда пришла ракетная дивизия и другие части. 44 тыс. уже там были, а должны были еще 10 тыс., а Кеннеди думал, что там 11 тыс. аграриев. Я был на Кубе на 40-летии Карибского кризиса, и мы все это обсуждали с Макнамарой, министром обороны США в 1960-е годы. Перипетий много - за день не рассказать. Половина Америки дерганула, 74 млн автомобилей было на дорогах, Юг убежал на Север. В Северной Каролине призывной контингент весь разбежался. И им ничего не оставалось делать, как ядерный удар по нам наносить. Командующий тактической авиацией рапортовал: господин президент, наша авиация лучшая в мире, но дать гарантию, что все ракеты будут уничтожены, не могу. Если две останется, значит, не будет двух американских городов…
DP.RU: Но вы об этих перипетиях ничего не знали…
Дмитрий Язов:?Мы очень много знали. Но мы не знали, куда едем. Операция называлась "Анадырь". Лыжи брали с собой, шапки-ушанки, а когда вышли за Ла- Манш, там открыли пакет, в нем историческая справка о Кубе, больше ничего. И написано, когда вскрыть следующий пакет. В Саргассовом море узнали, в какой порт следовать. Полтора года провели со своими борщами, со своими консервами, со своей мукой, со своими хлебозаводами, со своими кухнями, с ложками, с вилками, с чайниками...
DP.RU: Рассказывают, вы дружили с Ким Ир Сеном и Ким Чен Иром.
Дмитрий Язов:?Да. А кто вам сказал?
DP.RU: Читал где-то. Как вы познакомились с корейскими лидерами?
Дмитрий Язов: В 40-ю годовщину освобождения Кореи туда поехала делегация. Я в это время командовал Дальневосточным округом. Нас принял Ким Ир Сен. Он по-русски немножко говорил. Подошел, руку пожал: "Надо нам взаимодействовать". Умнейший человек. Написал восемь томов "В водовороте века". Описал все начиная с 12-летнего возраста, когда ушел из дома и начал войну за освобождение. Все тома переведены на русский. Он для них - солнце. А Ким Чен Ир… Сказать, что я друг его, это с моей стороны было бы нескромно. Он государственный деятель, а я отставной маршал. Но он проникся ко мне чувством уважения. Я уже шесть книг написал, все до единой посылаю ему обязательно. Он переводит, интересуется… Встречался с ним раз семь, даже, может, больше. Когда он в Питер к вам приезжал, он оттуда дал телеграмму, чтобы я к нему туда приехал. Чтобы на обратном пути из Ленинграда до Москвы поговорить. По нашим меркам, там авторитарная власть, авторитарное государство… А у нас что, не авторитарное, что ли?
DP.RU: Тут разные точки зрения есть.
Дмитрий Язов: Да еще хуже, чем авторитарное! Когда авторитарное, есть хозяин в стране. А сейчас его нет, хозяина. Кто что хочет, то и делает. Горит кругом, взрывается кругом, тонет - значит, запретить летать, запретить плавать. Да разве только в этом дело!.. Кстати, а ты чего так громко орешь?
DP.RU: С детства привык так с бабушкой говорить.
Дмитрий Язов: Знаете анекдот? Глухая бабушка приходит к врачу. Врач говорит: что у вас? Да я, говорит, плохо слышу. А в чем это проявляется? Я, говорит, пукну и не слышу. Он ей дает таблетку. "Чтобы лучше слышать?" Нет, говорит, громче будешь пердеть.