Ротация кадров при новом губернаторе Петербурга Георгии Полтавченко коснется 70% высших чиновников Смольного. Команды вице–губернаторов экономического блока не станут исключением.
Петербургское правительство будет сформировано в течение месяца. В 2003 году первые назначения в исполнительной власти города были произведены через 2 недели после вступления Валентины Матвиенко в должность губернатора. Спустя еще 2 недели Законодательное собрание согласовало кандидатуры всех вице–губернаторов, после чего формирование правительства города можно было считать законченным. Еще энергичнее формировал свою команду мэр Москвы Сергей Собянин: 21 октября 2010 года он вступил в должность, а уже 26 октября подписал указы о назначении своих заместителей и ключевых членов правительства. Новому петербургскому губернатору Георгию Полтавченко также не имеет смысла брать длинную паузу.
По уставу Петербурга в городское правительство должны входить не более 15 человек, при этом число вице–губернаторов должно быть не менее семи. У Валентины Матвиенко было восемь заместителей. Кроме губернатора и вице–губернаторов в правительство входили еще шесть человек: главы трех комитетов администрации (финансового контроля, по внешним связям, а также экономического развития, промышленной политики и торговли), представитель губернатора в Законодательном собрании Михаил Бродский, начальник ГУВД Михаил Суходольский и глава администрации Фрунзенского района Терентий Мещеряков.
"Если говорить о чиновниках высшего звена (от заместителя председателя комитета и выше), то, как показывает опыт, от трети до половины команды сменяется если не сразу, то достаточно быстро", — говорит руководитель лаборатории социально–политических технологий "АМП СПб" Алексей Шустов. В дальнейшем в течение года ротация может коснуться до 60–70% высшего чиновничества города, полагает он.
При этом позиция вице–губернатора Михаила Осеевского, который вошел в тройку кандидатов от "Единой России", представленных президенту, может оказаться не такой уж устойчивой. Он сохранит свой пост, как это произошло в октябре прошлого года и с первым вице–мэром Москвы Владимиром Ресиным. Однако статус–кво в отношении Михаила Осеевского, возможно, является частью компромисса между Кремлем и Валентиной Матвиенко, для которой было важно сохранить хоть какую–то преемственность власти в городе.
Но это вовсе не означает, что Осеевскому полностью удастся сохранить свою команду, а со временем и свое кресло. "Компромисса между Кремлем и Матвиенко быть не может, — полагает Алексей Шустов. — Их отношения можно охарактеризовать как "генерал и лейтенант". А в такой системе приказы не обсуждаются — они выполняются". По мнению Алексея Шустова, если у нового губернатора есть свой сильный человек, способный возглавить экономический блок, то рано или поздно он сменит Михаила Осеевского.
Глава петербургского Центра регионального развития Алексей Мусаков говорит, что в Смольном шла отчаянная борьба между командами Михаила Осеевского и другого вице–губернатора — Юрия Молчанова и под занавес своего губернаторства Матвиенко сделала ставку на первого. Михаил Осеевский, по словам Алексея Мусакова, доказал свою лояльность и компетентность не только губернатору, но и высшему политическому руководству страны. Если же говорить о команде вице–губернатора, то ей никто ничего не гарантировал.
Одной из самых уязвимых перед кадровыми переменами сфер эксперты в один голос называют блок, возглавляемый вице–губернатором Аллой Маниловой (образование, наука, культура, СМИ). Во–первых, она является личной креатурой Валентины Матвиенко. Во–вторых, перед выборами одна из главных задач Георгия Полтавченко — выстраивание конструктивного взаимодействия со СМИ, тогда как Алла Манилова находится в довольно напряженных отношениях с медиасообществом.