Речные перевозки на Неве под угрозой срыва. Компаниям, которые содержат аквабусы и "метеоры", не выделяют субсидии уже 4 месяца — с самого начала речного судоходства в Петербурге. По словам бизнесменов, их принуждают к подписанию допсоглашения с комитетом по траснпорту, где фигурируют "расплывчатые формулировки" об оплате расходов.
Из–за этого аквабусы находятся в аварийном состоянии, не выходят на маршруты, а водителям задерживают зарплату. Красивая идея создания речного такси может потерпеть крах, пишет Neva24.
Речные маршрутки — аквабусы — могут исчезнуть из акватории Финского залива и Невы из–за долгов. Правительство города уже 4 месяца — с самого начала судоходства — не выделяет субсидии, заявляют перевозчики. Причины вытекают из следствий. В июне 2011 года речные такси были переданы в руки новых чиновников: вместо комитета по транспортно–транзитной политике аквабусами стал заниматься комитет по транспорту Петербурга. Сменился комитет — сменился и договор с бизнесменами.
"Нам предлагают подписать допсоглашение, которое нарушает изначальный договор. Мы готовы работать в ноль, но не в минус. Есть пункты с расплывчатой формулировкой, например, экономически нецелесообразные расходы комитет может не оплатить. Ремонт судна, расходы на амортизацию, хотя в главном соглашении это зафиксировано, могут попасть под нецелесообразные расходы. Зимние расходы (хранение катеров), оплата бухгалтера, директора, подготовка весной судна к сезону — все это не собираются оплачивать. Почему? Говорят, что это не связано с перевозкой пассажиров, ваши проблемы", — заявил один из крупных речных перевозчиков.
Компании намерены найти компромисс с чиновниками, так как без субсидий речные перевозки сложно развивать. Только через пару лет можно будет выйти в плюс. При этом на некоторых маршрутах наблюдается рост пассажиропотока в 2–3 раза по сравнению с показателями 2010 года.
"У речных перевозок есть будущее, мы можем выйти на самоокупаемость через несколько лет. Стабильно растет количество клиентов, которые уже сейчас предпочитают ездить на речном такси в час пик, добираться до бизнес–центров, ездить от Финляндского вокзала в ЦПКиО", — говорит Мелик Саркисян, генеральный директор обслуживающего Приморскую линию ООО "МБС".
Допсоглашение с комитетом по транспорту Петербурга подписала только компания "Интер яхт сервис", которая обслуживает Невскую и Центральную линии (около 10 катеров). "Из 37 млн рублей, которые необходимо было возместить, компании оплатили только 4 млн. "Интер яхт сервис" сдался и подписал допсоглашение, так как у них много людей работает и очень тяжелая финансовая ситуация. Но, по сути, ничего не получил. За топливо с трудом рассчитается", — заявил Neva24 источник, знакомый с ситуацией.
При этом некоторые речные перевозчики, попросившие остаться анонимными, заявляют, что чиновники "потихоньку идут навстречу, вникают, вот впервые за 3 месяца поехали смотреть, что такое аквабус". "По закону они не имеют право выплачивать субсидии, так как мы не подписали допсоглашение на предоставление субсидий. Об этом нам говорят в комитете по транспорту, но и на изменение первоначальных договоренностей мы не можем пойти", — заявил перевозчик.
Речными перевозками в Петербурге занимаются компании "Интер яхт сервис", "Северо–Западное пароходство", "Русские круизы", "МБС", "Водоход СПб". Из–за задержек субсидий компании вынуждены были сократить количество катеров, которые выходят на маршрут (около 50% аквабусов пришвартовано и ждет ремонта), стали увольняться рабочие, которым задерживают зарплату 4 месяца.
Оставляет желать лучшего техническое состояние некоторых речных такси: из–за долгов официальные дилеры отказываются поставлять запчасти. Как рассказали в ООО "Интер яхт сервис", некоторые аквабусы ходят без отопления и дворников: отечественные не подходят, а на импортные нет средств.
Зато в аквабусах установили валидаторы — электронные устройства, предназначенные для отображения и проверки проездных билетов общественного транспорта. "Все это сделано за счет бюджетных средств, на это деньги почему–то находятся. Теперь вообще без налички можем остаться", — отмечают перевозчики.
Кроме того, в тяжелой финансовой ситуации дополнительные проблемы создают работы водолазов на Неве. На Приморской линии, которую обсуживает ООО "МБС", аквабусы вынуждены ходить медленнее. "Расходы на топливо те же, а рейсов меньше. Это продлится до конца навигации", — заявили в ООО "МБС".
В общей сложности на все водные линии в этом году выделено около 120 млн рублей (расходы распределяются на 6 месяцев (май–октябрь), когда открыто речное судоходство). Всего в Петербурге работает пять маршрутов. В 2010 году аквабусы появились на Центральной (Медный всадник — гостиница "Москва") и Приморской линиях (ЦПКиО — Арсенальная наб.). В 2011 году открылась Невская линия (от Свердловской наб. до Рыбацкого). Суда типа "метеор" работают на Пригородной линии с 2008 года (Ломоносов — Кронштадт), также функционирует Курортная линия (Зеленогорск — Кронштадт — Арсенальная наб.).