В Петербурге внедряют новый тип пешеходных переходов. Они расположены на несколько сантиметров выше уровня проезжей части и заставляют водителей притормаживать, как "лежачие полицейские".
Рельефные пешеходные переходы, которые выглядят как крупный "лежачий полицейский", уже созданы на проспекте Чернышевского. Они должны сделать передвижения горожан более безопасными и комфортными. Сейчас аналогичные переходы появились на Кронверкском проспекте. Они выше и "рельефнее" чем, на пр. Чернышевского: их высота не 3 см, а 5 см.
Чиновники и дорожные строители говорят, что появление таких высоких препятствий - городской эксперимент. Если он будет признан успешным, такие переходы в будущем могут появиться и на других улицах Петербурга. Однако эксперты автомобильного рынка высказывают серьезные сомнения в целесообразности таких нововведений.
"Владельцы целого ряда моделей марок Honda, BMW, Peugeot с невысоким клиренсом будут оставлять там передние бамперы. Тем более это коснется владельцев машин с тюнингованным заниженным обвесом", - говорит гендиректор городского автоклуба "А-24" Денис Шубин, который на днях уже проехал по Кронверскому проспекту и оценил новинку. Другой проблемой, по его словам, станут частые аварии "паровозиком", когда в резко тормозящие перед переходом машины будут врезаться едущие сзади автомобили. В условиях узкого Кронверкского проспекта это неизбежно будет приводить к заторам и на нем самом, и, возможно, на Каменноостровском проспекте.
Как говорят в комитете по развитию транспортной инфраструктуры, опыт рельефного перехода на пр. Чернышевского показал, что возвышения 2,5 см - 3 см недостаточно для безопасности пешеходов, так как автомобилисты не тормозят перед ним. Поэтому его повысили до 5 см. Данная мера экспериментальная, но если станет очевидно, что 5 см достаточно, чтобы усмирить гонщиков, то эту высоту сохранят.
Подрядчик капитального ремонта Кронверского проспекта, после которого и появились рельефные переходы - ЗАО "ПО "Возрождение". Строители говорят, что пример взят с дорог Голландии, где такие переходы широко распространены. "Возрождение" - петербургский обладатель технологии обустройства рельефных переходов, и его специалисты уверены в необходимости установки этих конструкций по всему городу. Но, как говорит представитель компании, Анна Медведева, если чиновники по завершении эксперимента решат, что переход надо понизить, строители сделают это за свой счет.
Кстати, чиновники уже готовы идти на уступки водителям, по сути, признав, что в нынешнем виде рельефные переходы требуют корректировки. Хотя традиционные "зебры" начинают пользоваться у водителей авторитетом.
"Принято решение об изменении вертикальности уступа конструкции на наклонную грань, которая сохранит необходимую плавность въезда на пешеходный переход", - сообщил в СМИ глава комитета по развитию транспортной инфраструктуры Борис Мурашов.
Вместе с тем, к этому эксперименту есть и юридические вопросы. К примеру, пока в правилах дорожного движения нет требований к водителям об обязательном снижении скорости перед переходом. Это надо делать только на нерегулируемых переходах (там, где нет светофоров) и только чтобы пропустить пешеходов. Если машина движется на зеленый свет или если на нерегулируем переходе нет пешеходов, требовать от водителей снизить скорость нельзя. Тем более, что пока перед рельефными переходами на Кронверкском проспекте даже нет знаков, предупреждающих водителей о таких препятствиях.
Зато в КоАП РФ есть пункт 12.33: "Повреждение дорог.. которое создает угрозу безопасности дорожного движения, а равно умышленное создание помех в дорожном движении". За такое нарушение виновным должностным лицам грозит штраф в 5 тыс. рублей, а юридическим лицам - 200 тыс. рублей.
Правда, действующий сейчас ГОСТ на искусственные неровности позволяют устанавливать их на усмотрение властей перед аварийно-опасными участками дорог. Даже высота рельефных переходов не превышает дозволенными ГОСТом параметров. Однако уместность их существования на довольно оживленной улице все равно вызывает вопросы у автомобилистов.
"Такие препятствия понятны во дворах или перед школами, - говорит Денис Шубин. Но на проспекте мегаполиса их установка вызывает вопросы". Он считает, что даже если какими-то нормативами установка таких переходов и разрешена, то их необходимо изменить.