Финансовый тупик: из-за решения Смольного отказаться от Орловского тоннеля

Автор фото: Trend/ Павел Долганов
Россия, Санкт-Петербург. В Санкт-Петербурге открылся международный экономический форум. На снимке: макет Орловского теннеля.

Невская концессионная компания не сможет рассчитаться бюджетными деньгами с немецкой Herrenknecht, которая уже начала строить проходческий комплекс для Орловского тоннеля.

Строительство Орловского тоннеля находится в подвешенном состоянии: губернатор Георгий Полтавченко заявил, что проект заморожен на неопределенный срок. От широко разрекламированного прежней администрацией объекта власти отказались на той стадии, когда победитель конкурса – Невская концессионная компания (НКК, контролируется структурами, близкими к депутату Госдумы РФ Виталию Южилину) уже связана финансовыми обязательствами с подрядчиками.
В июле 2011 года НКК заключила контакт с немецкой компанией Herrenknecht, ведущим мировым производителем оборудования для подземных работ, на строительство проходческого щита. Поскольку проект должен быть реализован в формате государственно-частного партнерства, планировалось, что средства на приобретение оборудования выделят из петербургского бюджета. Первый транш на оплату строительства щита (1,9 млрд рублей) поступил в этом году. Большую часть суммы – 3,5 млрд рублей – городские власти обязались выделить в 2012 году.
Шавкат Кары–Ниязов, руководитель инфраструктурных проектов компании First Quantum (реализует проект Орловского тоннеля через Невскую концессионную компанию), сообщил, что авансовый платеж немецким подрядчикам уже заплатили. Herrenknecht начал проектирование и подготовительные работы по производству щита.
Проходческий комплекс делается по заказу специально для Орловского тоннеля. С диаметром 19,2 м, 82 м в длину, весом около 3800 т и мощностью 600 кубометров грунта в час он мог стать самым крупным в мире. Размеры щита обусловлены спецификой Орловского тоннеля - по проекту он должен быть двухуровневым. По контракту завершить строительство щита подрядчики должны в 2012 году, затем по морю перевезти его в Петербург, чтобы начать работы в тоннеле под Невой весной 2013 года.
В среду, 19 октября, Законодательное собрание Петербурга рассмотрит поправки ко второму чтению бюджета на 2012 год. Уже известно, что в них снимаются средства, предназначенные на оплату строительства проходческого щита в размере 3,5 млрд рублей. Официальная позиция городского комитета финансов совпадает с позицией губернатора: "Стоимость проектов очень высока, и требуется всестороннее изучение целесообразности их реализации в том виде, в каком они сейчас представлены".
В комитете по инвестициям и стратегическим проектам сообщили, что ведут переговоры с концессионером по снижению стоимости Орловского тоннеля. За несколько лет его стоимость возросла с 44,7 млрд до 115 млрд рублей. Среди причин увеличения сметы называли сложный характер грунтов - это выяснилось в ходе изыскательских работ.
Есть вероятность, что в следующем году "Невской концессионной компании" будет сложно рассчитываться с подрядчиками. Представители Herrenknecht вчера не стали комментировать ситуацию, посоветовав обратиться за комментариями в НКК. В 2010 году в переговорах с компанией Herrenknecht принимала участие губернатор Валентина Матвиенко, договор подписывали при участии председателя правительства РФ Владимира Путина.
"Пока нам нужно понять, что хочет город - заморозить этот проект на год или отказаться от него совсем, - говорит Шавкат Кары–Ниязов. - И уже от этой информации отталкиваться: расторгать контракт и платить крупные штрафные санкции или продолжать работу".
Очевидно, что при досрочном расторжении контракта вернуть аванс, уже заплаченный подрядчику, вряд ли удастся. Если НКК все же найдет средства на достройку щита, нестандартные размеры сильно затруднят возможность его использования на других объектах. Так, например, при строительстве метро в Петербурге используется щит гораздо меньшего диаметра - 10,7 м.