Генеральный директор российского офиса Eaton Игорь Ануфриев в интервью "ДП" рассказал, чем перспективен рынок электрозаправок и почему автозаводы в Петербурге называют произведениями искусства.
"ДП": Ваша компания началась с продажи автокомпонентов. Они используются на автозаводах нашего региона?
— Однозначно да. Но эти компоненты закупаются на уровне наших европейских или американских организаций. Сюда их привозят автопроизводители. Мы же занимаемся развитием отношений с российскими производителями и обеспечиваем рынок нашими запасными частями. Здесь есть достаточно большой парк американских грузовиков, которые их используют.
"ДП": Что нового вы можете предложить российским компаниям?
— Например, из относительно новых — гибридная трансмиссия. Мы ее предлагаем общественному транспорту. По Пекину ходят автобусы, укомплектованные оборудованием Eaton. Они дают хорошую экономию. Причем бывают разные варианты гибридов: дизель и электро или дизель и гидравлика.
Что касается западного автопрома, мы видим тенденцию локализации производства автокомпонентов. Если еще 5–7 лет назад 5–10% добавленной стоимости производилось в РФ, то сейчас по некоторым производителям этот показатель достигает 40%.
"ДП": Что на качестве не сказывается?
— Заводы, построенные здесь, Volkswagen, Toyota, западные представители компаний называют the state of the art, то есть произведениями искусства. Это абсолютно современные заводы, современные технологии.
Как только заводы будут готовы к тому, чтобы мы локализовали производство автокомпонентов на территории РФ, мы это будем делать. Но здесь есть проблема курицы и яйца: они попросят, когда мы будем готовы, или, наоборот, мы будем готовы, когда они попросят.
"ДП": Вы продаете зарядные устройства для электромобилей. Что появится раньше — автомобили или заправки?
— Вы, наверное, слышали про проект Московской объединенной электросетевой компании (МОЭСК) и группы Rolf. Они собираются построить в Москве и Московской области 28 станций для подзарядки электромобилей. Это ответ на ваш вопрос. Хотя сейчас, по статистике, большая часть зарядных устройств для электромобилей в мире приобретается для частного использования. Вообще преимущество электромобилей в том, что электричество может генерироваться разными видами энергии, включая экологически чистую энергию ветра или солнца, что позволит существенно улучшить экологическую ситуацию в крупных городах и на густонаселенных территориях.
Посмотрите, куда современные технологии шагнули. Один из автомобилей Chevrolet сначала использует заряд аккумуляторной батареи, а потом сам начинает генерировать энергию. Условно аккумулятора этому автомобилю хватает на 50 км. Той энергии, которую он сам генерирует, хватает на последующие 500–600 км. Технологии на месте не стоят.
"ДП": А минусы у электромобиля есть?
— Не решен вопрос с инфраструктурой. Автомобиль пока достаточно дорогой, хотя в некоторых странах Европы существует дотация на электромобиль до 5 тыс. евро. Проблемой также является недостаточная емкость аккумулятора и, соответственно, небольшой пробег на одной подзарядке. Думаю, в той же Москве пока счет электромобилей идет на десятки, возможно, сотни.
"ДП": Первые электрозаправочные сети будут создавать автокомпании?
— Направление задает, если взять Америку или Европу, законодательство. Законы Европы подразумевают полный отказ от двигателей внутреннего сгорания к 2050 году. К 2030 году половина автотранспорта должна быть экологичной. Евросоюз планомерно добивается реализации этих инициатив посредством поощрительных мер.
"ДП": Думаете, у нас может воплотиться программа, как в Евросоюзе?
— Мне кажется, эта программа сложная для реализации. Для этого должна быть очень сильная мотивация. В России у неф¬тегазового сектора преференциальное положение. Но тем не менее две серьезные компании решили реализовать проект в этой сфере — строить заправки.
"ДП": Стоимость зарядного устройства для частных нужд высока?
— По нашим оценкам, зарядка электромобиля на одинаковое количество пройденных километров будет обходиться в среднем в 2 раза дешевле, чем заправка жидким топливом. Зарядное устройство на 120 В в США стоит от $ 700 до $ 1200, а 240 В — уже до $ 2,5 тыс.
"ДП": От чего надо заряжаться?
— Простые устройства для домашнего пользования могут подключаться к розетке 120 В — в США. Для больших устройств нужен более мощный источник, например подстанция. Зато они могут за 15–30 минут зарядить 80% аккумулятора.
"ДП": Производители заинтересованы делать у нас в России электромобили?
— Думаю, бизнесмены будут инвестировать в это, когда увидят конкретную государственную программу, подразумевающую строительство инфраструктуры, стимулирование спроса и субсидирование.
"ДП": Ваши перспективы в России.
— К 2015 году мы планируем в 5 раз увеличить оборот в России, и эти намерения абсолютно обоснованы. У нас уже здесь много интересных проектов. И мы также видим много областей роста для бизнеса в России: ЦОДы, нефтегазовый сектор, здесь мы предлагаем решения на стыке электротехники и гидравлики, автомобильный бизнес, о чем говорилось выше, и, конечно, аэро¬космическое направление, где мы разрабатываем гидравлическую систему для самолета МС–21 корпорации "Иркут".
Биография Игоря Ануфриева: Родился в 1973 году в Москве .В 1996 году окончил МГИМО. В 1994 году пришел во Внешторгбанк на должность старшего экономиста. С 2003 года переходит в российское подразделение компании Eli Lilly. С 2004 года — гендиректор компании Gilbarco Veeder–Root в странах СНГ и Балтии. С 2010 года назначен гендиректором российского офиса Eaton.
Компания Eaton: Eaton — многоотраслевая промышленная корпорация. Основные направления деятельности — производство оборудования для электропитания и автокомплектующих. Объем продаж компании в 2010 году составил $ 13,7 млрд. В Eaton работают 70 тыс. сотрудников. Компания осуществляет продажи более чем в 150 странах мира. В Россию Eaton пришла в 2004 году.