Петербургская компания "Гарсия" избавилась от приобретенных в начале ноября акций стивидорной компании "Мурманский морской торговый порт". Бумаги достались крупной угольной компании.
В начале ноября 2011 года петербургское ООО "Гарсия" приобрело на аукционе 63,53% акций стивидорной компании "Мурманский морской торговый порт" (ММТП) за 7,6 млрд рублей. Пакет акций эквивалентен 47,65% уставного капитала компании.
Бумаги продали предприниматели Николай Егоров и Сослан Хоребов. Они владели акциями через офшоры Laterium Commercial Limited и Specialized Project Investments B.V.
Генеральный директор и учредитель ООО "Гарсия" Антон Учитель подтвердил тогда факт сделки, а вчера сообщил, что акции ММТП "проданы по агентскому соглашению за ту же цену". Учитель наотрез отказался называть покупателя.
Среди интересантов на акции ММТП некоторые участники рынка называли крупного портовладельца Виталия Южилина, располагающего контейнерными терминалами в петербургском порту и в Усть-Луге. "Это не Южилин, – опроверг Антон Учитель, – это крупная солидная угольная компания. Они просили не называть их".
В ММТП покупку не комментируют. Заместитель генерального директора по коммерческой работе стивидорной компании Ирина Чеханюк сообщила, что по итогам 2011 года компания перевалит 14 млн т грузов, из них 11 млн т – это уголь, 70% которого принадлежит Сибирской угольной энергетической компании (СУЭК). "Но это не значит, что они покупают акции. Мы ничего не знаем о покупателе", – уточнила Ирина Чеханюк.
На запрос о покупке акций ММТП в СУЭК сообщили, что про компанию "Гарсия" ничего не знают.
В ММТП могут быть заинтересованы еще две крупные угольные компании – ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (КРУ) и ЗАО "Холдинговая компания "Сибирский деловой союз" (СДС), на долю которых приходится более 30% всего российского экспорта угля. Обе заявляли в 2007 году о планах строительства в Кольском заливе угольного терминала за $200 млн и, возможно, готовятся к ним вернуться.
В ноябре 2010 года Минэкономразвития РФ и администрация Мурманской области подписали соглашение о создании портовой особой экономической зоны "Мурманск" и сейчас готовят плацдарм для инвестиций.
КРУ – вторая в России компания по объему угледобычи после СУЭК, владеет терминалами в порту Восточный и в Усть-Луге. СДС собственных терминалов не имеет и до сих пор экспортировал уголь через Baltic Coal Terminal (ВСТ) – стивидора Вентспилсского порта. Коммерческий директор этой компании Валерий Талерчик сообщил, что с сентября этого года ВСТ не работает с СДС.