Государственная объединенная судостроительная корпорация намерена приобрести последний крупный частный судостроительный завод на Северо–Западе — ОАО "Выборгский судостроительный завод".
Государственная
ОСК
, председателем совета директоров которой является Владимир Лисин, намерена приобрести последнюю крупную частную верфь на Северо–Западе — ОАО "Выборгский судостроительный завод" (ВСЗ). Пока контрольный пакет завода принадлежит структурам, близким к Газпромбанку и АКБ "Россия".
Впервые ОСК открыто проявила интерес к ВСЗ летом этого года. В июне президент госкорпорации Роман Троценко сообщил, что ОСК ведет переговоры о приобретении ВСЗ. Однако позже появилась информация о том, что переговоры сорвались из–за того, что стороны не сошлись в цене. В октябре Троценко заявлял, что откажется от планов покупки выборгского завода, если будет решен вопрос о приобретении Балтийского завода.
В минувшую пятницу представитель ОСК Алексей Кравченко сообщил dp.ru, что госкорпорация заинтересована в приобретении ВСЗ. "Завод обладает хорошими, современными металлообрабатывающими мощностями", — добавил он. Генеральный директор ВСЗ Валерий Левченко подтвердил, что за последние 5 лет предприятие вложило 600 млн рублей в модернизацию корпусного производства. "Мы можем перерабатывать металла чуть меньше, чем Балтийский завод", — говорит Валерий Левченко.
На вопрос о том, ведутся ли переговоры о продаже завода и какой пакет акций будет продан, Левченко ответил уклончиво: "Скоро вы все узнаете". Известно лишь, что глава ВСЗ отправляется в Москву, возможно, чтобы узнать детали и подробности сделки, которая спасет завод, находящийся в тяжелом финансовом положении в последние месяцы.
Читайте также:
Выборгский судозавод стал спонсором команды "Формулы-1"
Некоторые эксперты предполагают, что завод загнали в яму, чтобы сбить цену. Аналитики затрудняются оценить верфь. Балансовая стоимость активов предприятия по состоянию на начало этого года — 36 млрд рублей. Однако реальная цена может быть значительно ниже из–за плохого финансового состояния завода.
О готовящейся сделке говорит и тот факт, что осенью этого года структуры, аффилированные с АКБ "Россия", консолидировали 45% акций ВСЗ. Глава ОСК неоднократно заявлял, что корпорация всегда стремится к контрольному пакету. В 2006 году контроль над заводом взяли структуры, близкие к Газпромбанку и АКБ "Россия". После этого дела на предприятии резко пошли в гору. Оно получило крупный контракт от "Газфлота" на строительство двух плавучих полупогружных буровых установок для работы на Штокмановском месторождении стоимостью 60 млрд рублей. Верфь сразу же выбралась из убытков. Выручка по итогам 2009 года возросла в десятки раз, преодолев планку 25 млрд рублей, прибыль судозавода достигла рекордной отметки 1,1 млрд рублей.
Часть средств, предназначенных на строительство плавучих буровых, досталась южнокорейской верфи Samsung, которая достраивала платформы. Такое решение приняло руководство "Газпрома" и его "дочки" "Газфлота", пояснил Валерий Левченко. В связи с чем было принято такое решение, руководитель верфи объяснять не стал, сказав, что не знает. Злые языки высказывают версию, что якобы ВСЗ взял крупный заказ, разместил его на корейских верфях, а маржу разделили акционеры.
Предполагалось, что выборгские верфи построят с десяток платформ, но, поскольку освоение Штокмана забуксовало, "Газпром" притормозил строительство буровых, и это сразу же негативно отразилось на финансовом положении завода. После сдачи платформ в сентябре–октябре на предприятии остался единственный крупный субподряд — строительство блоков для двух ледокольных судов снабжения "Совкомфлоту", которые строятся на финской верфи Arctech Helsinki Shipyard (50% акций принадлежит ОСК).
Этот мелкий заказ загружает завод всего на 30%. Масла в огонь добавил Газпромбанк: он потребовал досрочного погашения кредита на 3,7 млрд рублей, взятого ВСЗ для уплаты НДС. В связи с ухудшившимся финансовым состоянием руководству верфи пришлось отправить большую часть персонала в отпуск, сохранив им 2/3 зарплаты. Эта мера позволила избежать роста социальной напряженности в Выборге, где ВСЗ является одним из крупнейших работодателей: на нем трудится 1600 человек, примерно столько же людей работает на таможне.
Ситуация начала выправляться в лучшую сторону пару недель назад — после визита премьера РФ Владимира Путина на Балтийский завод, контроль над которым ОСК установила в октябре этого года. В присутствии премьера ОСК пообещала разместить на ВСЗ строительство дизельного ледокола стоимостью 8 млрд рублей. "Контракт будет подписан до 15 января следующего года. И мы прорабатываем возможности получения новых заказов", — говорит Валерий Левченко.
ВСЗ может стать легкой добычей для ОСК в сравнении с другими частными судозаводами — Балтийским заводом и Северной верфью, за которые госкорпорация борется со структурами экс–сенатора Сергея Пугачева, владеющими контрольными пакетами акций обеих петербургских верфей. Эти бумаги сенатор пытался продать ОСК летом 2010 года, когда принадлежащий его семье Межпромбанк не смог вернуть Банку России выданный в 2009 году в рамках антикризисной программы беззалоговый кредит (32 млрд рублей) и погасить еврооблигации на 6,2 млрд рублей. Однако стороны не сошлись в цене: ОСК, полагая, что Пугачев не в той ситуации, чтоб торговаться, предложила за ценные бумаги значительно меньше, чем рассчитывал получить сенатор для спасения своей финансово–промышленной империи. Ничего не оставалось, как договариваться с ЦБ о реструктуризации долга. Регулятор согласился пролонгировать долг, потребовав взамен залог — акции верфей.
Межпромбанку не удалось избежать банкротства. Осенью прошлого года Центробанк лишил его лицензии и обратился в Московский арбитражный суд с иском о взыскании заложенного имущества. Вслед за Межпромбанком в долговую яму угодил Балтийский завод, его задолженность перед кредиторами оценивается в 15 млрд рублей. В начале октября, когда трудовой коллектив завода, не получавший зарплату несколько месяцев, хотел выйти на митинг, в процесс вмешался вице–премьер Дмитрий Козак, по его просьбе генеральный директор Балтийского завода Андрей Фомичев передал по доверенности управление верфью представителю ОСК Валерию Венкову. Андрей Фомичев защищает Северную верфь от "посягательств" ОСК.
В конце ноября госкорпорация пригрозила судом непокорному менеджменту. В Северной верфи сообщили, что ни о каких исках ничего не слышали, завод продолжает благополучно работать. Впрочем, новейшая история России показывает, что огосударствление отрасли — это дело времени и в частной собственности лишь небольшие заводы.
Полную версию статьи читайте в газете "Деловой Петербург"