"ДП" выяснил, какие нормы закона "О противодействии коррупции" не касаются чиновников Смольного.
Когда строительный вице-губернатор Роман Филимонов объявил о своем уходе в бизнес, он не стал разглашать новое место работы. По его словам, сначала ему предстоит пройти "конфликтную комиссию". О том, что новое поле деятельности будет находиться в сфере его прежней работы: транспорта, инвестиций или девелопмента, сообщил и вице-губернатор Юрий Молчанов. Не исключено, что он продолжит свою карьеру в качестве вице-президента ВТБ. "ДП" попытался выяснить, с кем высокопоставленные чиновники должны согласовывать новые места работы.
В 2008 г. по инициативе президента Дмитрия Медведева был принят ФЗ №273 "О противодействии коррупции". В нем впервые в российском законодательстве появились определения коррупции и конфликта интересов. Госслужащих обязали либо соблюдать двухлетний мораторий, либо получать разрешение на трудоустройство в бизнес, если профиль частной компании напрямую связан с тем направлением, которое чиновник курировал.
Согласно статье 12 этого закона, выдачей разрешений занимается комиссия с длинным названием: "по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов". Такие комиссии созданы во всех органах власти Петербурга, сообщил начальник управления кадров и государственной службы администрации губернатора Александр Макаров.
На фото: Юрий Молчанов
Однако, как выяснилось, ни Роману Филимонову, ни Юрию Молчанову, ни их бывшим коллегам по правительству из команды Валентины Матвиенко проходить конфликтную комиссию не пришлось. Оказывается, они вовсе не были госслужащими. "Должность вице-губернатора отнесена к государственной должности Петербурга", - пояснил Александр Макаров.
Впрочем, даже для тех чиновников, чьи должности подпадают под действие закона, это лишь пустая формальность. По данным управления кадров, с 2010 г. (первые 2 года, пока президент не выпустил указ о порядке формирования комиссий по конфликту интересов, закон фактически не исполнялся) комиссии провели 30 заседаний. Но ни одного отрицательного решения принято не было.
"Это системная проблема всего антикоррупционного законодательства: запрет на переход в бизнес, декларирование доходов чиновников и их жен исполняются "нога за ногу". Конкурсы на замещение должностей на госслужбе проводятся для галочки. Это характерно не только для Петербурга, такая ситуация везде", - считает директор российского отделения Transparency International Елена Панфилова.
Пожалуй, самым громким переходом из власти в бизнес стало назначение вице-губернатора, курировавшего строительный блок, Александра Вахмистрова генеральным директором группы "ЛСР". Строительный холдинг, подконтрольный сенатору Андрею Молчанову, продолжил привлекать высокопоставленных чиновников. Год спустя в "ЛСР" трудоустроилась бывшая глава управления Федеральной регистрационной службы по СПб и ЛО Галина Волчецкая.
Другие топ-менеджеры из команды прежнего губернатора предпочли строить карьеру не в бизнесе, а на госслужбе. Бывший вице-губернатор Алексей Сергеев, курировавший ЖКХ, стал руководителем секретариата совета Межпарламентской ассамблеи СНГ. Экс-глава администрации и вице-губернатор, отвечавший за экономику и финансы, Михаил Осеевский стал заместителем министра экономического развития и торговли. Чиновники рангом пониже сделали выбор в пользу преподавания. Экс-глава комитета по энергетике Олег Тришкин назначен директором НИИ энергетики СПбГПУ. Бывший председатель комитета по здравоохранению Юрий Щербук работает деканом факультета стоматологии и медицинских технологий СПбГУ.