С 2013 года в силу вступит закон "О национальной платежной системе", который обяжет банки уведомлять клиентов о платежах и переводах. Банкиры начали готовиться к переменам заранее.
С начала 2013 года банки обязаны будут бесплатно извещать клиентов о проведении платежа. Если клиент не подтверждает транзакцию, банк не должен переводить средства со счета. Иначе придется возвращать деньги из своего кармана, если клиент опротестует платеж. Несмотря на то что до вступления закона в силу еще почти год, банки начали заранее готовиться к нововведениям в законодательстве.
По словам банкиров, в первую очередь придется внести изменения в клиентские договора. Управляющий петербургским филиалом "ВТБ 24" Михаил Иоффе считает, что для минимизации рисков банкам необходимо будет четко прописать в клиентском договоре порядок уведомления о любых операциях. В том числе указать, как клиент будет извещен, прописать ответственность клиента за предоставление банку актуальной информации о своих контактных данных. Сейчас "ВТБ 24" приводит договорную базу в соответствие нормам закона о НПС. Аналогичная работа ведется и в Балтийском банке, говорит Елена Горетая, вице-президент Балтийского банка.
Основным каналом оповещения клиентов станет sms-информирование, как самый доступный и оперативный вид связи. Большинство держателей карт банков уже сейчас получают на мобильный телефон информацию о поступлении и списании средств со своего счета. Те же банки, у кого такой услуги нет, намерены ее ввести.
"В банке уже внедрены sms-шлюзы, возможно, дополнительная услуга по информированию клиентов будет заказана через процессинговый центр - затраты на данные операции не предвидятся существенными", - рассказывает Нелли Хрыкова, руководитель службы развития, розничного бизнеса и частного банковского обслуживания Банка БФА. Сейчас Банк БФА не осуществляет платежи с помощью пластиковых карт, запуск этого сервиса планируется летом 2012 года.
Читайте также:
СИАБ закачал банк в iPhone
Сергей Иванов, вице-президент банка
"Открытие", считает, что с появлением обязательного условия уведомления клиентов об операциях через sms-информирование эта услуга перейдет из разряда добровольных в обязательную. По его словам, банк "Открытие" практически готов к новому законодательству: услуга sms-информирования и до изменения закона предоставлялась клиентам бесплатно.
В
Росбанке
также уже есть технологии для соответствия законодательным изменениям. "В банке практикуется объединение основных услуг в пакеты. Например, интернет-банк подключен к каждой карте, и дополнительной платы за него нет. Скорее всего, по такой же схеме в пакеты будет добавлено и sms-информирование", - говорят в пресс-службе.
В "ВТБ 24" также есть платное sms-информирование. "Так как уведомления касаются не только расходных операций по счету клиента, то sms как отдельная услуга сохранится", - говорит Михаил Иоффе.
По словам экспертов, банки не понесут существенных затрат при запуске бесплатного sms-информирования о проведении платежей.
"Стоимость sms-информирования в банках сейчас составляет 30-50 рублей в месяц. Причем пользуется этим не каждый клиент. Если банки обяжут сделать услугу бесплатной, то, скорее всего, эти затраты лягут на плечи клиентов", - полагает Александр Шаплавский, директор по развитию компании "Ритсервис", специализирующейся на банковских технологиях.
В связи с появлением нового закона эксперты не предвидят роста мошенничества. "Возможно, напротив, эти меры позволят снизить количество мошеннических операций по пластиковым картам, в данном случае это будет зависеть от уровня взаимодействия банков-эмитентов и банков-эквайеров", - полагает Нелли Хрыкова.