Смольный подправит финансовое положение пассажирского порта "Морской фасад". Терминалу дадут заработать на перевалке грузов и освободят от части налогов.
Амбициозный проект пассажирского порта "Морской фасад", расположенного на намывных территориях Васильевского острова, приносит одни убытки. В 2011 году совокупные расходы ОАО "Пассажирский порт Санкт–Петербурга Морской фасад" превысили его доходы. И хотя получаемых денежных средст от обслуживания круизных пассажиров порту пока еще хватает на покрытие операционных расходов, городские власти, в чьей собственности находится терминал, уже думают как улучшить его финансовое состояние. Правительство города изучает возможность полностью освободить порт от налога на имущество. Кроме того, его статус может быть изменен на грузопассажирский. Чему, по данным "ДП", совсем не рады в компании "Терра Нова", которая завершает переговоры по продаже прилегающей к порту земли компании "Ренова–Стройгруп" Виктора Вексельберга.
Проект "Морской фасад" реализуется с 2005 года структурами компании First Quantum, связанной с депутатом Госдумы Виталием Южилиным. Решение о строительстве нового пассажирского порта "Морской фасад" было принято в 2002 году. Строительство осуществлялось на принципах государственно–частного партнерства. За счет средств федерального бюджета с 2005 года проводились работы по дноуглублению, строительству подходного канала, реконструкции фарватера. Частные инвестиции пошли на образование новой территории, строительство причала и пассажирского терминала.
На реализацию этого проекта затратили 31 млрд рублей, из них 23 млрд рублей — частные инвестиции, а 7,9 млрд рублей — городские. За 7 лет было намыто более 180 га земли и построен пассажирский морской терминал, занимающий 30 га. В мае 2011 года он был передан в собственность города и управляется УК "Морской фасад", которая принадлежит структурам First Quantum. В то же время другая компания, которая входит в структуру этого холдинга, "Терра Нова", ищет покупателей для намытой земли.
На фото: Шавкат Кары-Ниязов, бывший президент ООО УК "Морской Фасад" и Серик Жусупов, исполнительный директор Ассоциации морских торговых портов, новый президент компании.
Читайте также:
В Петербурге открыли Мичманскую улицу
По словам Серика Жусупова, президента УК "Морской фасад", доход гавани в 2011 году составил всего 320 млн рублей. Большая часть (90%) этой суммы сформирована за счет обслуживания круизных судов, и еще 10% — от сдачи помещений в аренду. Наиболее крупная статья расходов — амортизация — составила 250 млн рублей. Платежи в местный бюджет по налогу на имущество — 90 млн рублей (с учетом льгот).
"В региональный бюджет мы платим 50% от расчетной суммы налогов. По федеральному закону у нас часть имущества освобождена от налогообложения — это портовые гидротехнические сооружения, введенные в эксплуатацию после 1 января 2010 года. Эта льгота предусмотрена на 15 лет", — поясняет Серик Жусупов. При этом он уверяет, что на данном этапе развития наиболее важный показатель, характеризующий успешность деятельности порта - это EBITDA - прибыль до вычета расходов по уплате налогов, процентов, и начисленной амортизации, и она демонстрирует положительную динамику, в частности благодаря стабильному росту пассажиропотока. Более того, добавляет Серик Жусупов, помимо налогов порт перечислил за прошлый год 850 млн рублей в бюджет города на социальные нужды. Поясним, «Морской фасад» этих денег не заработал, а получил их из федерального бюджета в виде возврата НДС по капитальным вложениям.
Смольный хочет помочь порту улучшить финансовое положение, во–первых, за счет снижения расходов и, во–вторых, за счет увеличения доходов организации.
Как сообщил "ДП" председатель
комитета финансов Петербурга Эдуард Батанов, правительство города рассматривает возможность полностью освободить пассажирский порт от налога на имущество. При этом потери местного бюджета могут быть существенно больше, чем 90 млн рублей, которые платит пассажирский порт.
"Льгота предоставляется не отдельному предприятию, а определенной категории плательщиков. Поэтому мы всегда тщательно рассматриваем воздействие любых льгот на бюджет. Тут еще надо подумать", — рассуждает Эдуард Батанов.
Если решение будет принято, в категорию льготников могут попасть и другие порты Петербурга. У них расходы по налогу на имущество тоже существенная статья расходов. Например, ОАО "Морской порт Санкт–Петербург" за 2011 год перечислило в горбюджет 34,6 млн рублей. По оценкам экспертов, в общем объеме выручки терминала доля налога на имущество составляет около 10%.
Другая городская инициатива заключается в том, что порт изменит статус, то есть начнет принимать не только пассажиров, но грузы. От этой идеи категорически отказались еще при Валентине Матвиенко на стадии обсуждения проекта. Однако после смены власти концепция изменилась. По словам вице–губернатора Сергея Вязалова, порт сможет обслуживать грузы не раньше 2015 года, когда будет запущен центральный участок Западного скоростного диаметра (ЗСД), что позволит полностью исключить негативное воздействие на улично–дорожную сеть Васильевского острова грузовых автомобилей, прибывающих на паромах.
Дополнительная функция порта может обойтись городской казне примерно в 1 млрд рублей. Около 200 млн потребуется на подключение гавани к ЗСД. Допоборудование порта, чтобы он смог принимать и обрабатывать грузы, может потребовать еще как минимум 700 млн рублей, подсчитал Эдуард Батанов.
Решение города организовать перевалку грузов в пассажирском порту на Васильевском острове может оказаться неожиданностью как для жителей прилегающих районов, так и для инвесторов, которые решат приобрести намывную землю.
Известно, что компания "Ренова–Стройгруп" Виктора Вексельберга завершает переговоры о покупке намывной территории, прилегающей к порту, под строительство 1 млн м2 различной недвижимости. И, по данным источников "ДП" в компании "Терра Нова", инициатива Смольного по превращению пассажирского порта в грузопассажирский продавцов намывной земли совсем не радует. Представители компании неоднократно заявляли, что при разработке бизнес–плана проекта и планировки намывных земель предполагалось, что это будет элитная территория. "Пассажирский порт — хороший якорь. И никакие грузы здесь не нужны. Они могут навредить успешному развитию территории. Надеюсь, грузов здесь никогда не будет", — заявил источник "ДП".
Зато такая перспектива должна порадовать паромных операторов, работающих в новом порту. Например, компания "Ст. Питер Лайн Рус." — оператор двух паромных линий, связывающих Петербург, Хельсинки, Стокгольм и Таллин, — давно добивается возможности выгружать с паромов не только пассажиров, но и грузовые автомобили.
"Большую часть времени в году порт простаивает. Управляющая компания не несет ответственности за убытки порта, все ее расходы оплачивает собственник гавани — город", — утверждает глава "Ст. Питер Лайн Рус." Игорь Глухов. "Грузовые перевозки оказывают заметное влияние на паромные линии. Не вижу проблем для "Морского фасада" в обработке небольшого числа автомобилей с парома", — согласен директор по маркетингу Tallink Silja в России Анатолий Завгородний.