Насколько большой бизнес можно построить на дружбе с Петербургским метрополитеном? "ДП" попробовал ответить с цифрами в руках.
В отличие от московского коллеги Дмитрия Гаева, который потерял работу после низложения Юрия Лужкова, директор Петербургского метрополитена Владимир Гарюгин, похоже, устраивает новое руководство Северной столицы.
Если первый, преследуемый в порядке Уголовно–процессуального кодекса за ненадлежащее оформление и использование имущества московского метро и причинение бюджету ущерба в 122 млн рублей, вынужден лечиться от неизвестной болезни где–то за рубежом, то второй, назло всем слухам об отставке, расползшимся по городу после смены губернатора Петербурга, продолжает занимать свою должность. "ДП" решил узнать, кто и как зарабатывает на сотрудничестве с ГУП "Петербургский метрополитен".
Совокупный оборот компаний, которые "ДП" удалось выявить, составляет, по приближенным оценкам, более 1 млрд рублей. Даже в масштабах самого метрополитена (выручка ГУП в 2010 году составила 14 млрд рублей) эта цифра выглядит весомо.
В петербургских вузах можно обнаружить объявления подобного содержания: "Желающим приобрести смарт–карту для проезда в метрополитене следует обратиться в фирму "Транскарт"... Оператор выдаст вам квитанцию на оплату карты (350 рублей) и сфотографирует. Квитанцию можно оплатить в любом отделении Сбербанка. Оплатив квитанцию, вы сможете оформить смарт–карту. При себе иметь паспорт. Начисление поездок производится в кассах метрополитена при наличии студенческого билета, паспорта и самой смарт–карты".
На студенческих форумах в Интернете обсуждение этой фирмы идет с 2010 года, когда метрополитен объявил о переходе на именные БСК для льготников.
По данным
СПАРК
, ЗАО "Транскарт" принадлежит физлицам, но бенефициары не раскрываются. Фирма существует с 2002 года и занимается исключительно "персонализацией бесконтактных смарт–карт". Как сообщили в компании, которая, кстати, зарегистрирована по адресу: ул. Одоевского, 29 (административное здание ГУП "Петербургский метрополитен"), "партнерские отношения с ГУП "Петербургский метрополитен" формировались в процессе отладки технического и организационного взаимодействия на стадиях тестовой и промышленной эксплуатации системы, а также взаимной помощи в работе с пассажирами". Что это означает, генеральный директор ЗАО "Транскарт" Семен Углев пояснять не стал.
При этом Семен Углев заметил, что ЗАО "Транскарт" не оказывает услуг самому метрополитену, а "работает непосредственно с физическими лицами". То есть доходы фирма получает от продажи именных БСК студентам и пенсионерам. Судя по данным СПАРК, эти доходы невелики: выручка ЗАО (последняя отчетность — за 2008 год) составляет 13–18 млн рублей в год. Зато доходы гарантированы: практически все новоявленные студенты и пенсионеры приобретают БСК в одном и том же месте.
Статистика
комитета по науке и высшей школе говорит, что в 2010 году в вузы Петербурга поступило около 90 тыс. студентов, что, по идее, должно было принести "Транскарту" около 30 млн рублей. В 2011 году из–за демографической ямы поток снизился до 79 тыс. человек, но и они могли обеспечить компании оборот в 27 млн рублей. Число пенсионеров тоже пополняется: по данным Росстата, в Петербурге ежегодно появляется не менее 20 тыс. новых получателей пенсий, что может обеспечивать "Транскарту" выручку еще в 7 млн рублей в год.
Раскрывать состав акционеров в ответ на запрос "ДП" ЗАО "Транскарт" не стало. Зато, по данным СПАРК, полный тезка Семена Углева является генеральным директором и единоличным владельцем ООО "Метросвязь", которое занимается розничной торговлей программным обеспечением, компьютерами и оргтехникой. Оборот этой компании составляет 44 млн рублей в год. А еще один полный тезка возглавляет петербургское некоммерческое партнерство автомобилистов "Международный Гелендваген клуб", объединяющее владельцев автомобилей Mercedes G–класса.
По словам Семена Углева, никаким бизнесом, кроме "Транскарт", он не занимается, "Метросвязь" возглавляет другой человек. "Что касается "Международного Гелендваген клуба" — да, это я и есть, и это ни для кого не секрет, — говорит он. — Собрание акционеров ЗАО "Транскарт" разрешило мне вести эту дополнительную деятельность. А веду я ее потому, что являюсь большим поклонником автомобилей Mercedes. Мы работаем с представительством Daimler в России — ЗАО "Мерседес–Бенц РУС", официальными российскими дилерами, ведем собственный сайт и издаем печатный журнал".
В отличие от маленького рынка именных БСК, монополизированного любителями дорогих автомобилей, рынок подземной рекламы контролируется любителями красивых лошадей.
С 1992 года всю рекламу в метро контролировал офшор Afcap Limited из штата Делавэр, старой резервации одноименного индейского племени, прославленного в книге про Чингачгука. Власти США освободили индейцев от налогов и от необходимости раскрывать бенефициаров своих фирм. Поэтому неизвестно, связан ли владелец Afcap с Владимиром Гарюгиным, который возглавляет петербургскую подземку с 1990 года.
Afcap безраздельно властвовал под землей больше 10 лет. Лишь в 2005 году, при губернаторе Валентине Матвиенко, монополия индейцев закончилась. Городские власти после громкой проверки Контрольно–счетной палаты забрали у метрополитена право сдавать в аренду рекламные площади и передали это право ГУП "Городской центр размещения рекламы".
ГЦРР провел конкурс, и в результате рынок подземной рекламы поделили четыре фирмы: ЗАО "Коммет" (1% рекламных площадей плюс звуковая реклама на эскалаторах, выручка в 2008 году — 65 млн рублей), ООО "Метроном" (43%, выручка в 2008 году — 221 млн рублей), ЗАО "Анфас" (2%, выручка в 2008 году — 58 млн рублей) и Afcap Ltd (54%, выручка не раскрывается, но можно предположить, что она составляет около 300 млн рублей).
По данным СПАРК, "Коммет" и Afcap — взаимосвязанные структуры, так что американский офшор по–прежнему контролирует более половины рынка подземной рекламы. Что касается двух других фирм, то они тоже, похоже, не чужие друг другу. Так, основателями ООО "Метроном", по данным ЕГРЮЛ, были Виталий Гришечкин и Александр Желтов. Первый одновременно является гендиректором небезызвестного ООО "Невзоров от Эколь" — фирмы, выпускающей иппологический журнал журналиста Александра Невзорова (тот самый, что одно время так активно рекламировался в петербургском метро) и владеющей конной школой в Сестрорецке. Александр Желтов одновременно является гендиректором ЗАО "Анфас". "Да, вполне возможно, у моих партнеров много разных бизнесов, я в эти вопросы даже не вникаю", — прокомментировал это обстоятельство Александр Невзоров.
Впрочем, связи операторов подземной рекламы с индейцами и знаменитыми тележурналистами — это, похоже, лишь снежок, выпавший на вершину айсберга. Гораздо больше вопросов вызывает материально0техническое снабжение (МТС) метрополитена. При изучении данных СПАРК оказалось, что полный тезка начальника службы МТС ГУП "Петербургский метрополитен" Владимира Барышева является соучредителем (вместе с партнерами Николаем Мутовиным и Андреем Заворохиным) двух фирм — ООО "Метропром" и ООО "Техком". Эти две фирмы, согласно их ОКВЭД, занимаются производством и торговлей вагонами и локомотивами, а также запчастями к ним и прочей железнодорожной техникой. Эта деятельность принесла фирмам в 2010 году 66 млн и 75 млн рублей соответственно.
Как сообщил "ДП" генеральный директор ООО "Метропром" Николай Мутовин, его фирма действительно работает с метрополитеном, причем не только с петербургским, но и с московским, и екатеринбургским, и многими другими. Она поставляет детали для вагонов и локомотивов. Владимир Барышев, по его словам, действительно долгое время возглавлял службу МТС питерского метро, но уже вышел на пенсию и теперь занимается исключительно бизнесом.
Другие начальники служб метрополитена, по данным СПАРК, не владеют никаким бизнесом в Петербурге. Тем не менее на сотрудничестве с петербургским метро успешно зарабатывают ЗАО "Метродизайн" (изготовление металлических конструкций, выручка 100 млн рублей в год), ЗАО "Метродеталь" (поставка запчастей для вагонов и локомотивов, выручка — 53 млн рублей), ЗАО "Метрохим" (поставщик спецодежды, выручка — 75 млн рублей), ООО "Метротранс–сервис" (клининговые услуги, выручка — 125 млн рублей). Как заверили в пресс–службе ГУП "Петербургский метрополитен", вся работа с бизнес–структурами ведется исключительно через конкурсные процедуры. Исключение составляет ЗАО "Транскарт", которое работает по согласованию с комитетом по транспорту.