Участникам туристического рынка показалось, что скандально рухнувшая фирма "Ланта-тур" вернулась: ООО "Морские круизы" продает те же путевки, что и "Ланта", и в нем работают бывшие сотрудники ушедшей компании.
ООО "Морские круизы", агент по продаже путевок на морские круизы, привлекло внимание туроператоров на одной из международных выставок, проходивших на днях в Москве. По словам Ольги Фроловой, генерального директора петербургской туркомпании "Астарта Групп", эта "новая" компания состоит из сотрудников "Ланта-тур" и продолжает предлагать те же продукты, что и ушедшая с рынка фирма.
По телефону, указанному на сайте ООО "Морские круизы" (адрес пишется как cruiselanta.ru), не назвавшая себя сотрудница сказала, что компания не имеет отношения к "Ланта-тур", домен был приобретен, а учредители новой компании - просто однофамильцы владельцев старой.
По данным СПАРК, ООО "Морские круизы" зарегистрировано 28 декабря 2011 года Оксаной и Константином Пучковыми. По словам Ольги Фроловой, Оксана Пучкова приходится дочерью Людмиле Пучковой, владелице "Ланта-тур", а Константин - братом. "От действий этой семьи пострадало слишком много туристов, турагентств и операторов", - полагает госпожа Фролова. Например, "Астарта Групп" была вынуждена повторно оплатить своим клиентам путевки вместо тех, которые были куплены в "Ланта-тур", потратив на это порядка 1,5 млн рублей. "Мы понимаем, что они не нарушили закон, разорив одну компанию, "слив" ее со всеми долгами и открыв новую, но намерены обращаться в Ростуризм и в другие организации", - считает Ольга Фролова.
На фото: Один из старейших и крупнейших российских туроператоров "Ланта-тур вояж" объявил о приостановке деятельности
Читайте также:
Ростуризм просит ГУВД проверить "Идеальный мир"
Ирина Тюрина
, пресс-секретарь
Российского союза туриндустрии, в свою очередь, отмечает, что ООО "Морские круизы" работает как агент, а не как туроператор, при этом деятельность турагентств на сегодняшний день никем не регламентируется. "На рынке знают, что "Морские круизы", по сути, - это "Ланта-тур", и сотрудничают с ней очень осторожно, только по предоплате", - говорит Ирина Тюрина. По ее словам, вероятность остаться без оплаченного отдыха по вине турагента крайне мала, так как за организацию отдыха несет ответственность туроператор.
Компания "Ланта-тур вояж", работавшая под торговой маркой "Ланта-тур", была одним из крупнейших туроператоров России, но объявила о своей финансовой несостоятельности 27 января 2012 года, в результате чего сотни туристов не смогли вылететь на отдых и почти 3 тыс. россиян застряли за рубежом. Позже количество пострадавших выросло до 7 тыс. человек. Банк "ВТБ" выдал "Ланта-тур" кредит в размере $7 млн, которые были использованы для расчета с иностранными партнерами и возвращения российских туристов на родину. Однако компания, чья долговая нагрузка достигла $20 млн, так и не смогла возобновить деятельность и 2 марта была исключена из списка российских туроператоров.
Ответственность "Ланта-тур" перед клиентами была застрахована компанией "Ингосстрах" на максимально возможную по закону "Об основах туристской деятельности в РФ" сумму - 100 млн рублей. Всего страховщик принял претензии 6202 человек на общую сумму почти 192,8 млн рублей. Таким образом, клиентам туроператора компенсируют лишь половину их затрат. В "Ингосстрахе" появление на рынке компании "Морские круизы" комментировать не стали.
В январе Главное следственное управление Следственного комитета РФ возбудило уголовное дело в отношении руководителей "Ланта-тур вояж" по признакам мошенничества, совершенного организованной группой в особо крупном размере. "В ходе проверки было выявлено, что в период с конца 2011 года до 28 января 2012 года по указанию руководства компании в Москве были заключены с клиентами многочисленные договоры на оказание им туристических услуг, по которым оператор получил все денежные суммы, однако взятые на себя перед клиентами обязательства умышленно не выполнил, объявив о будущем банкротстве и присвоив полученные деньги граждан", - поясняется на сайте СК.
Павел Трофимов, генеральный директор компании "Мир круизов", которая также потеряла более $10 тыс. из-за краха "Ланта-тур", отмечает, что такие происшествия всегда сказываются негативно на всей индустрии в целом. "Я не знаю, вследствие чего "Ланта-тур" погорела, из-за неправильного ведения бизнеса или мошенничества, но сейчас ее основатели могут снова нанести рынку серьезный ущерб, дискредитировав всех остальных его участников", - опасается Павел Трофимов.
По его словам, он также намерен информировать своих коллег и туристов об истоках компании "Морские круизы", призывая не сотрудничать с ней. "Большинство компаний принципиально не будут работать с "Ланта-тур" и будут бороться всеми законными способами с ее присутствием на общем с ними рынке, - думает Павел Трофимов. - Пока законом не предусмотрены никакие инструменты для регулирования таких ситуаций, мы сами должны себя подстраховывать".
Существует немало примеров, когда предприниматель, после того как рухнула его империя, возвращается в ту же отрасль. Так, Инна Бельтюкова, генеральный директор входившего в тройку лидеров российского турбизнеса оператора "Капитал Тур", объявившего в 2010 году себя банкротом из-за невозможности исполнить обязательства перед клиентами, занимает должность независимого директора в созданной когда-то ею вместе с мужем компании "Инна тур".
По словам Ирины Тюриной, на рынке туризма таких случаев достаточно. Она вспоминает также компанию Skytour, которая не справилась с долговой нагрузкой в более чем 1 млрд рублей и прекратила свою работу в августе 2011 года. Основатель этой компании также продолжает работать в туриндустрии.
В прошлом году с рынка туризма в результате банкротств ушли компании "Лужники Трэвэл", "Альфа Вояж", "Аврора Интур", "Магазин хороших путевок" и другие. Не исключено, что и их хозяева продолжают зарабатывать на продаже путевок.
Законодательно ограничить возвращение на рынок бизнесменов, которые довели свои предприятия до банкротств, нельзя. Но, если нужно, государство может закрыть им такую возможность.