Прошлый год стал рекордным для российского рынка финансовой аренды.
По предварительным оценкам, объем нового бизнеса российских лизингодателей по итогам года должен составить порядка 1,3 трлн рублей, что на 76% больше 2010 года. Реальные объемы рынка могут быть еще в 1,5-2 раза выше. "В официальных рейтингах участвуют не все лизинговые компании, - говорит генеральный директор консалтингового агентства "Территория лизинга" Оксана Солнышкина. - По некоторым информация просто отсутствует, так как они реализуют задачи конкретных групп и проектов".
Высокие показатели обусловлены рядом крупных сделок в сегменте железнодорожного и авиационного транспорта, заключенных лизинговыми компаниями при госбанках. В компании "Интерлизинг" отмечают рост доли лизинга вагонов в общем объеме сделок. Рост этого сегмента связан, в первую очередь, со стабильностью спроса на железнодорожный подвижной состав, наличием понятного и прогнозируемого вторичного рынка по данным объектам лизинга, высокой платежеспособностью лизингополучателей и большими объемами разовых закупок операторами.
"В Петербурге, где сегмент железнодорожной и авиационной техники почти не представлен, показатели роста заметно скромнее и лучше отражают рыночную ситуацию", - говорит генеральный директор компании "ПН-Лизинг" Роман Маланин. По предварительным оценкам, объем нового бизнеса петербургских лизинговых компаний по итогам года вырос не более чем на 10% по сравнению с показателями 2010 года.
Одной из основных тенденций на рынке в 2011 году можно назвать увеличение доли на рынке лизинговых компаний с госучастием. "Их доля составила 60%, - говорит генеральный директор ГК "Балтийский лизинг" Дмитрий Корчагов, - для сравнения: в 2008 году на них приходилось всего 6% рынка".
"Благодаря доступу к дешевым деньгам лизинговые компании с госучастием могут предложить клиентам более выгодные условия и активно используют имеющиеся возможности для захвата рынка", - поясняет Роман Маланин.
Самым массовым сегментом по количеству заключаемых сделок по-прежнему остается автотранспорт. При этом, по словам Оксаны Солнышкиной, наблюдался дефицит легковых автомобилей у дилеров - это говорит о том, что производители оказались не готовы к такому росту спроса. В 2012 году участники рынка ожидают увеличения данного сегмента на 30-40%.
В следующем году эксперты ожидают, что компании направят усилия на улучшение качества портфелей, а неопределенность в экономике вернет бдительность лизингодателей в плане рисков - такая тенденция уже проявилась в конце 2011 года. Поэтому следует ожидать жесткую конкуренцию за платежеспособных клиентов, сопровождающуюся снижением лизинговых процентных ставок.
В количественных прогнозах на 2012 год мнения экспертов расходятся. "Прирост по итогам года составит в среднем 10-15%", - говорит Оксана Солнышкина. "Мы ждем дальнейшего роста на 30-40%", - говорит заместитель директора компании "Интерлизинг" по коммерции Александр Рябцев. "Если рынок сможет показать 30%, это будет хорошим показателем", - соглашается Дмитрий Корчагов. Так как уже в конце 2011 года банки стали более осторожно финансировать лизинговые компании, то таких впечатляющих итогов, как в 2011 году, ожидать не стоит.
При этом конкуренция среди компаний растет, особенно в сегменте лизинга грузового и легкового автотранспорта. Компании готовы бороться за каждого качественного клиента и каждую сделку.