На прошлой неделе президент РФ Дмитрий Медведев подписал закон, согласно которому банки больше не обязаны следить, как их корпоративные клиенты соблюдают кассовую дисциплину. Соответствующие поправки были внесены в Кодекс об административных нарушениях.
По мнению автора закона, председателя комитета по финансовым рынкам Госдумы Владислава Резника, банки не должны предпринимать меры воздействия на своих клиентов. Кроме того, на проверку только одного клиента у банков в среднем уходило 4,7 ч рабочего времени, что повышало стоимость услуг банков, заключил Владислав Резник.
Проверками кассовой дисциплины в банках всегда занимался специальный отдел, осуществляющий расчетно-кассовое обслуживание. Численность отдела напрямую зависела от количества клиентов - юрлиц и индивидуальных предпринимателей, так как согласно требованиям Центробанка проверка кассовой дисциплины предприятия должна была проводиться не реже 1 раза в 2 года.
Если компания снимала деньги только на выдачу зарплаты, то проверка была быстрой - до 1 ч, но если предприятие вело активную розничную торговую деятельность, то времени могло потребоваться и больше рабочего дня, рассказывает Артем Глущенко, директор по операционной работе филиала Альфа-Банка в Петербурге.
Регулятор обязал банки выполнять фискальные функции, принятие этого закона освобождает банк от несвойственных ему обязанностей и снижает затраты, связанные с обслуживанием клиентов, объясняет Марианна Кованько, начальник операционного департамента филиала "Петровский" банка "Открытие".
Теперь при приеме наличных денег банки будут проверять только правильность оформления приходного документа и указания символа кассовой отчетности. Специалисты, проверяющие кассовую дисциплину юрлиц, всегда были высококвалифицированными кадрами, но обычно такой отдел насчитывал 5-10 сотрудников, так что вряд ли административные расходы банков значительно сократятся, рассуждает начальник аналитического отдела ИК "Ленмонтажстрой" Дмитрий Кумановский.
Принятие закона не окажет негативного влияния на степень контроля за кассовой дисциплиной юрлиц. Ранее ФНС должна была следить как за соблюдением банками обязанности по контролю кассовой дисциплины клиентов, так и за соблюдением самими клиентами правил учета выручки, объясняет старший юрист практики судебных споров компании Rightmark group Павел Ильиных.
Теперь же налоговые органы больше не будут делать двойную работу: с банков снята необоснованно возложенная на них обязанность, а цель - соблюдение кассовой дисциплины - достигается лишь усилиями налоговых органов, которых для этого вполне достаточно.