Глава и совладелец ОАО "МЗ "Арсенал" Михаил Сапего о космической отрасли и оборонзаказе, перспективах промплощадки, занимаемой заводом, и урегулировании конфликта между его акционерами, а также о том, как, закончив ФИНЭК, стать генеральным конструктором.
В контексте недавно прошедшего Дня космонавтики – какие успехи у
"Арсенала"
на сегодняшний день? Над какими проектами сейчас работаете?
– С точки зрения производства мы являемся основным предприятием на Северо-Западе, которое производит космическую технику, и сильно этим гордимся. Объем заказа, который мы делаем, составляет примерно 10% от общего объема государственного оборонного заказа по Северо-Западу.
Фактически группа "Арсенал" состоит из двух предприятий: ФГУП "КБ "Арсенал" и ОАО "Машиностроительный завод "Арсенал", которые неразрывно связаны историческими и хозяйственными связями. Суммарный оборот двух этих предприятий в 2011 году составил примерно 7 млрд рублей. Прошлый год оказался в целом неплохим, хотя и были трудности с получением госзаказа, но это была общая тенденция, поскольку шло реформирование Министерства обороны. К счастью, это не помешало нам полностью выполнить работу к 25 ноября 2011 года, и мы были первым предприятием, которое отчиталось в отрасли по выполнению гособоронзаказа.
На фото: Россия. Санкт-Петербург. Генеральный директор ОАО "МЗ "Арсенал" Михаил Сапего.
Сейчас все чаще звучит критика в адрес нашей космической отрасли: дескать, финансирование растет, а результатов (кроме упавших спутников) нет. Есть ли проекты, которые все же показывают движение вперед технической мысли, связанной с космосом?
– Наверное, так устроена человеческая психология, что плохое замечается лучше, а о хорошем во многом забывают или стараются это не выпячивать. Потому какие-то промахи сразу попадают в зону критики и многие сразу говорят: да бросьте, у вас тут все плохо, а вы стараетесь хорошими показаться. Хотя, конечно, в отрасли – и конкретно на нашем предприятии – очень много хорошего. Я могу сказать, что на орбите до сих пор успешно работают созданные нами космические аппараты.
Что касается наших перспектив, то они впечатляют. Учитывая, что мы занимаемся дистанционным зондированием Земли с точки зрения оптической, и радиоэлектронной, и радиотехнической, уже получено предварительное согласие Минобороны на то, что мы будем осуществлять этот проект. Это будет космический аппарат нового поколения, и это перспектива на ближайшие 10 лет. Мы шли к этому моменту последние 3 года, формируя лучшие показатели по сравнению с другими конкурентами. Мы раньше всех, конечно, стартовали, и, наверное, благодаря этому нас и выбрали.
Сколько человек сейчас у вас работает?
– В КБ около 700 человек, и на заводе примерно 2400 человек. У нас сегодня по результатам кадровой коллегии Роскосмоса лучший показатель среди результатов отрасли и по возрастному составу. На сегодняшний день в КБ примерно 40% работников до 30 лет. Здесь, безусловно, наша заслуга, и нашего города, и наших вузов. Мы сделали 2 года назад то, что только сейчас собираются сделать в Москве. У нас в городе есть субсидионная программа по подготовке молодых специалистов. Мы как предприятие – наиболее активный участник этой программы, а город нам в этом сильно помогает. В начале программы мы 50% на 50% оплачивали обучение, а сейчас город платит 80%. Хотя надо отдать должное нашим ветеранам. У нас есть контрактная программа, мы заключили контракты с нашими пожилыми работниками, где основной частью их обязательств в контракте является подготовка себе смены.
Оборонзаказ у вас основной фронт работ, но есть ли направления, связанные не только с ВПК?
– Конечно, если говорить об "Арсенале", то 95% – это оборонка, но есть небольшой процент деятельности, связанной с космической наукой. То есть определенные процессы, даже технологические, которые изучаются в космосе, очень часто используются в повседневной жизни.
Мы же знаем, что специальные материалы, которые когда-то создавались на космических аппаратах, теперь успешно используются в автомобилестроении. Мы частично участвуем в таких работах. Например, сейчас есть проект, который разрабатывает способы напыления определенных красящих веществ. Это впоследствии может быть использовано для бытовой техники.
Как сейчас разрешается ситуация, связанная с конфликтом акционеров?
– Еще раз напомню, что у нас существует два предприятия. Одно их них – конструкторское бюро "Арсенал", это ФГУП, руководителем которого я сейчас являюсь. Что касается завода, то это акционерное общество. Процесс акционирования был длинным, начиная с 1992 года и заканчивая 1996 годом. То есть вся история приватизации, которая была в стране, неким образом отразилась в истории приватизации "Арсенала".
Конфликт был между будущим завода и деструктивной позицией бывшего гендиректора завода Сергея Королева (смещен решением совета директоров в 2008 году. – Ред.). С этим и были связаны конфликты, происходившие в прошлом году и позапрошлом.
Последние 3 года был целый сутяжнический период. Но нашлись силы, которые решили, что с этим конфликтом надо заканчивать. Особенно понимая, что сегодня развитие ВПК, космоса становится перспективной задачей государства и допускать продолжение этого конфликта просто невозможно.
По имеющейся у меня сейчас информации, Сергей Королев свой пакет продал структурам, близким к Московскому индустриальному банку. Я положительно оцениваю эту продажу, потому что, как мне кажется, новый партнер нацелен на то, чтобы развивать предприятие.
Есть ли оценка стоимости этого пакета акций?
– Я бы оценивал ее от 150 млн до 300 млн рублей. Хотя это может быть и меньше, и больше, могут влиять вещи, которых мы не знаем.
Кто является владельцем оставшихся 70% акций?
– Если полностью разложить состав акционеров, то доля нового собственника – 30%, я владею около 30%, около 16-17% – это компания "Бизнес партнер", примерно 8% – это государство, а остальной пакет распределен между большим количеством акционеров – как физических, так и юридических лиц. Теперь основные четыре акционера будут определять дальнейшую политику развития предприятия. За трех из них я и до этого мог сказать, что они нацелены на успешное развитие предприятия: это я, "Бизнес партнер" и государство. Я думаю, что к ним присоединился и новый акционер, который будет отстаивать политику успешного развития предприятия, и в первую очередь в интересах государства.
Каковы перспективы развития производственных мощностей?
– У нас на сегодняшний день рассматривается и принимается решение по разработке нового перспективного космического аппарата. Надо четко понимать, что эта работа в космическом аппаратостроении будет перспективна как минимум в ближайшие 10 лет. Она потребует обновления станочного парка, производственных мощностей. То есть она заденет все сферы деятельности предприятия. С точки зрения объемов производства на предприятии они как минимум вырастут в 1,5 раза. Это и позволит больше средств вкладывать в развитие предприятия.
А государство сейчас принимает целевую программу и будет выдавать средства для реализации проектов.
Какие инвестиционные параметры у этой целевой программы?
– По стране цифры огромные – около 20 трлн рублей. Но честно признаюсь, что если бы эта программа коснулась "Арсенала" в ближайшие 3 года в размере 2,5-3 млрд рублей, то это позволило бы нам обновить наши технологические и технические ресурсы. Действительно, мы бы могли выйти на новый уровень. Мы, конечно, так и так будем за счет собственной прибыли делать это, но помощь государства сильно бы нам помогла.
Вы в основном ориентируетесь на госфинансирование или задействуете кредитные ресурсы?
– У нас большой объем привлеченных средств. Они уже были направлены на закупку нового оборудования. Конечно, не за один год, но мы потратили на модернизацию в пределах 1 млрд рублей заемных и собственных средств.
Какая сейчас долговая нагрузка?
– Она колеблется от 2 до 3 млрд рублей. Для оборонки сейчас это некая норма. Были сложные годы, и она немного поднакопилась, но, если мы увеличим объемы производства, это позволит значительно легче справляться с нашей кредиторской задолженностью. Самое главное, что у нас есть эта перспектива.
Что сейчас собой представляет историческая площадка, на которой расположено производство?
– Земельная площадь завода вместе с КБ – около 40 га. С точки зрения концентрации производства мы стараемся структурировать его таким образом, чтобы оно принимало оптимальные пространственные формы. Исторически так сложилось, что мы находимся именно на этой территории, других внешних объектов у нас нет, поэтому, если завтра потребуется развивать новое производство, мы при грамотном размещении имеем некий стратегический запас.
Обсуждался ли на городском или федеральном уровне возможный переезд завода и его условия?
– Если мы с вами понимаем, что "Арсенал" имеет высокие производственные перспективы, то никакой речи о том, чтобы не использовать эту площадку, быть не может. Конечно, возможно, что на уровне государства будет принята какая-то целенаправленная программа о выводе предприятия за пределы центральной части города. Но могу сказать в защиту того, что мы здесь находимся: все вредные производства мы закрыли. Но при этом мы говорим, что у "Арсенала" есть большая интеллектуальная часть – КБ, которая занимается разработками и никакого вреда в принципе нести не может, это офисная работа. Если даже будет приниматься такое решение, чтобы выводить отсюда производство, то, я считаю, необходимо сохранить "Арсенал" как некий исторический интеллектуальный символ, с одной стороны, и как инновационную площадку – с другой.
Естественно, что в процессе реструктуризации производства часть площадей на "Арсенале" высвободилась и на площадке, выходящей на Неву, никаких производств сейчас нет. Будет ли интерес развития непроизводственной инфраструктуры либо производственной, уже будем обсуждать с потенциальными инвесторами, в то же время коррелируя этот вопрос с тем, как будет развиваться производство на всей площадке "Арсенала".
Расскажите о себе. Как вы оказались на "Арсенале"?
– Я более 25 лет работаю в "Арсенале". Сразу с момента окончания ФИНЭКа. И так распорядилась судьба, что в отделе кадров мне сказали, что "должности экономиста пока нет, поэтому ты пойдешь работать инженером сборки космических аппаратов".
Вот так в корне за один день моя судьба изменилась, и я из человека, получившего финансовое образование, превратился в инженера, и дальнейшая моя карьера была связана и с инженерной работой, экономической и руководящей работой на "Арсенале". Судьба распорядилась резко, и благодаря этому я получил много возможностей. За всю историю "Арсенала" я побывал и директором артиллерийского производства, и первым заместителем генерального директора. Сейчас я генеральный директор – генеральный конструктор ФГУП "КБ "Арсенал", а также председатель совета директоров ОАО "МЗ "Арсенал". Также я являюсь академиком Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского.
Что касается работы в КБ, то я понимаю, что там есть люди, которые лучше меня разбираются в конструировании, которые имеют конструкторское образование и те навыки, которыми их наградил Бог, я никогда не претендовал на лавры первого и гениального конструктора. У меня очень хорошие заместители и конструкторы, которые отчасти помогают в моем дальнейшем образовании.
А ваши дети хотят в будущем стать космонавтами?
– У меня хорошая семья – три дочери и жена. Младшая дочь учится во втором классе и уже задает мне вопрос: "Папа, а я в космос полечу как турист или на работу?"
Старшие дочки работают – одна в банке, другая в Siemens. Они по образованию как раз финансисты. Мы все ФИНЭК окончили. Про нас говорили так, что на дверях нашей квартиры можно повесить табличку "Филиал Финансового-экономического института". И родители, и мы, и наши дети, и наши родственники, племянники – мы все финэковские и этим гордимся.
Есть ли у вас увлечения, хобби помимо работы?
– Мое главное хобби – это моя работа. Но кроме того, я люблю все, что связано с водой. Я постоянно доказываю то, что мы живем на море.
Почему-то так сложилось в Петербурге, что мы все называем наше море заливом. Даже люди, которые живут на Красном море, говорят, что они едут на море, а мы почему-то говорим, что у нас залив. Но я всем своим свободным поведением доказываю, что мы живем на воде, на море. Я люблю рыбалку, катера, аквабайк. Воду очень люблю, люблю плавать, нырять. В космос, увы, не полетел, но состояние невесомости испытываю в воде.
Биография
Михаил Сапего родился в 1960 г. в г. Барань (Белоруссия). С 1977 г. работал монтажником радиоаппаратуры. В 1979-1981 гг. служил в ВДВ. В 1986 г., окончив ЛФЭИ (ФИНЭК), начал работать в ПО "Арсенал". В 1994-1997 гг. – финдиректор, первый замгендиректора ХК "Арсенал". В 2003-2008 гг. и затем с августа 2009 г. – председатель совета директоров ОАО "МЗ "Арсенал". С июля 2008 г. по февраль 2012 г. – гендиректор ОАО "МЗ "Арсенал".