Дмитрий Медведев в прямом эфире главных телеканалов 2 часа отвечал на вопросы журналистов. В основном он ограничивался общими словами и уходил от ответа. Журналисты сделали все сами: напомнили (если не сообщили) зрителям Первого и ВГТРК о важных вопросах в диапазоне от Алексея Навального до общественного телевидения.
Это было первое интервью главы государства в прямом эфире за много лет. Вопросы Медведеву задавали Антон Верницкий (Первый канал), Анна Шнейдер (ВГТРК), Алексей Пивоваров (НТВ), Михаил Зыгарь ("Дождь") и Марианна Максимовская (РЕН).
Теоретически "прямыми" были и "линии" с Владимиром Путиным, однако наблюдатели говорили о том, что и вопросы и ответы были подготовлены заранее. Оппозиция считает, что Путин просто боится прямого эфира, как и любой непредсказуемой ситуации.
А вот Дмитрий Медведев и в самом деле был онлайн. Задержка трансляции Первого канала составляла всего около 3 минут. Обычно на телевидении в прямых эфирах по умолчанию есть 7–секундный разрыв между тем, что происходит в студии, и тем, что видят зрители. Это делается, чтобы в случае нештатного происшествия редакторы успели выключить трансляцию и включить рекламу. Видимо, на оценку "нештатности" ситуации в этом случае времени оставили больше.
В то же время от прямого ответа на большинство вопросов Медведев уклонился. Эксперты часто говорят об этой его особенности: речь уходящего президента состоит из правильных слов и обтекаемых тезисов, но не содержит ничего конкретного. В четверг тому появилось множество новых доказательств.
Читайте также:
Медведев не помилует Ходорковского без его прошения
Так, реформа МВД пока не удалась, но это потому, что времени прошло мало, а люди в системе ведомства все те же. Рашид Нургалиев, конечно, несет ответственность, но Медведев его, по–видимому, не уволит. С коррупцией бороться надо, но на вопрос о привлечении к работе Алексея Навального и других общественников–расследователей Медведев отвечать не стал.
Наблюдатели видят две причины столь велеречивых ответов Медведева. Во–первых, объем его реальных полномочий весьма невелик, поэтому он и уклоняется от прямых ответов. При этом признавать этот факт он, конечно, не хочет (и очень обижается, когда кто–нибудь, например Алексей Кудрин, ему на это намекает), поэтому и произносит слова весьма внушительные, но полностью бессмысленные.
Судя по всему, обо всем этом не забывали и интервьюеры. Они разговаривали с президентом мягко и снисходительно, без всякого пиетета, но с некоторой осторожностью. По всем важнейшим темам прошлись, но, похоже, на ответы особенно не рассчитывали.
И в ответах Медведева было очень много двусмысленностей. Цензура запрещена Конституцией, но есть "политическая целесообразность", в силу которой она существует. В правительстве нужны новые люди, но нужна и преемственность. Нарушения на выборах были, но сфальсифицировать их в масштабах страны невозможно.
Во–вторых, Медведев, как и Путин, считает, что правила распространяются на всех, кроме некоторых, говорят политологи. Поэтому, например, власть должна быть сменяемой, но не должен быть сменяемым Путин. МВД надо реформировать, но не увольняя Нургалиева. Приговоры в России слишком жесткие, но Ходорковский и Pussy Riot останутся сидеть.
Некоторые из ответов Медведева показались политологам и особенно оппозиции очень уж странными. В их числе был ответ на вопрос об их "тандеме" с Путиным. Сначала президент уклончиво говорил о том, что такой термин не совсем верен. Потом вдруг заявил, что хорошо, что в стране решает не один человек, а два, а к еще нескольким людям эти двое прислушиваются. И во все этом Медведев видит "путь к демократии".
Ну и закончил он этот пассаж тем, что "всем пора расслабиться", потому что тандем — "это надолго". Все это президент говорил с улыбкой. Наблюдатели сравнивают это заявление с известными словами, сказанными в сентябре 2011 года, относительно того, что Путин и Медведев "обо всем давно договорились". Новая проговорка была снова сделана в расслабленном состоянии и, по–видимому, снова ненамеренно.
Наблюдатели отмечают, что гораздо важнее ответов Медведева были вопросы, заданные пусть и не в прайм–тайм, но все же по Первому каналу. Не так уж часто о Навальном, выборах, Болотной площади, Ходорковском, Pussy Riot и прочем говорят по общенациональному каналу без пропагандистской риторики, вполне спокойно.
Острых вопросов ожидали в первую очередь от Михаила Зыгаря и Марианны Максимовской, и они эти ожидания оправдали. Некоторой неожиданностью для наблюдателей стало то, что не менее остро выступали Анна Шнейдер и особенно Алексей Пивоваров.
Именно Пивоваров — энтэвэшник со стажем и ученик Леонида Парфенова — задал вопрос о свободе слова на телевидении и сказал, что ему на НТВ мешает работать государственная цензура. Журналист спросил у Медведева, кончится ли это когда–нибудь.
Медведев госцензуру на госканалах называл "политической целесообразностью" и от прямого ответа, конечно, уклонился. Однако очень важен сам факт того, что такой вопрос был задан, говорят наблюдатели.
На фото: Россия, Санкт-Петербург. II Форума «Диалог Россия-Республика Корея». На снимке: Президент России Дмитрий Медведев.
Вообще, в эти 2 часа вопросы были гораздо интереснее ответов. Журналисты в прямом эфире, по сути, констатировали провал реформы МВД, отсутствие реальной борьбы с коррупцией, прискорбное состояние судебной системы, необходимость выпустить Ходорковского, необходимость выпустить Pussy Riot, цензуру и пропаганду в общенациональных СМИ, слишком большие расходы на армию, ссоры со всеми странами–соседями, резко выросшие оппозиционные настроения, бессмысленность и негативный имидж "Единой России", "заигрывание" Кремлем губернаторских выборов посредством введения "фильтров", аналогичное "заигрывание" идеи об общественном телевидении посредством назначения его редактора и так далее. А президент в ответ говорил общие слова.
Интервью Медведева вызвало довольно большой интерес в блогосфере. Объясняется это в первую очередь именно прямым эфиром — обычно активность уходящего президента блогерам безразлична. "Надо признать, что Медведев молодец, что согласился на интервью в таком формате. Было ж очевидно, что Зыгарь, Пивоваров и Максимовская затроллят его. Не побоялся", — похвалил Медведева Алексей Навальный.
Интервьюеры удостоились всеобщих комплиментов. "Миша Зыгарь молодчина. Пивоваров — просто герой", — считает Елена Панфилова. "Алексей Пивоваров недолго проработает на НТВ", — печально иронизирует автор блога "Дорогая редакция". "Еще раз убеждаюсь — Анна Шнейдер с ВГТРК молодец", — пишет Алексей Венедиктов.
В ответ на один из вопросов Дмитрий Медведев спел небольшой дифирамб информационному обществу, которое заставляет чиновников оперативно реагировать на важные проблемы и мешает им врать. Блогеры не преминули найти "неточности" и в словах Медведева.
Алексею Навальному не понравился ответ на вопрос о системе выборов губернаторов, которая, по словам Медведева, в России похожа на французскую: "Медведев — наглый врунишка. Какая французская система? там 1% [подписей муниципальных депутатов нужно собрать кандидату в главы региона для выдвижения], а не 5–7%". Павла Сенько не устроил ответ на вопрос о невозможности сфальсифицировать выборы: "Медведев [говорит] о законе больших чисел, что он подтверждает отсутствие фальсификаций. Распределение Гаусса? Нет, не слышали".
Видео: "Вести".