Александр Проханов, писатель и яростный обличитель постсоветского режима, о роли чиновников в истории, антиисторичности власти и о том, как политический потенциал Путина зависит от количества миллиардов, которое он хранит в Гонконге или в Barclays Bank.
Вы приезжали в Петербург для участия в книжном салоне, но не были на дискуссии с председателем
Российского книжного союзаСергеем Степашиным
и губернатором
Георгием Полтавченко
…
- Меня никто туда не приглашал.
Чиновники сетовали на то, что у нас книги дороги, продаются в основном лишь в Москве и Петербурге, а они
ничего сделать не могут…
- Если вы верите в то, что чиновники всесильны, тогда вы должны удивляться, почему, например, произошла Октябрьская революция, хотя царские чиновники были против нее. Если вы по-прежнему думаете, что они всесильны, то вы должны спросить, почему разрушился Советский Союз, ведь довольно большое количество красных чиновников было за его сохранение. История - это такая субстанция, которой управлять очень трудно, и историей управляют не чиновники, а гении, а ни Полтавченко, ни Степашин не являются гениями.
Как вы относитесь к тому, как сегодня история преподается в школах?
- С 1991 года делалось все, чтобы интерес молодых людей к гуманитарным дисциплинам, в частности к истории или русской литературе, был минимальным. Потому что история - это ключ к пониманию сегодняшней реальности, а реальность страшна, и, если люди начнут понимать эту реальность, они просто восстанут. Поэтому современники не должны понимать сути происходящего. И на их голову обрушивается огромный поток дезинформации, лжи, отвлекающие факторы действуют, и изучение народом истории абсолютно не входит в интересы власть имущих. Они хотели бы создать свою модель истории, но она настолько примитивна, что даже молодой человек не может воспринять ее как правдивую. Сегодняшняя власть антиисторична - для сегодняшнего дня, по крайней мере. Может, завтрашняя будет исторична?
Вас считают антиамериканистом…
- Кто-то меня считает антиамериканистом, кто-то - анти-израилистом, кто-то - вообще античеловеком, много точек зрения на меня существует.
Вам не кажется, что Америка играет в истории современной России скорее позитивную роль, потому что это
некий вызов, с которым мы должны справиться своими силами, и если мы на этот вызов не ответим, то,
может быть, мы и не заслуживаем продолжения нашей истории?
- Америка сыграла огромную положительную роль, разгромив Советский Союз, уничтожив великую державу, разгромив русскую армию, уничтожив военно-промышленный комплекс, русские школы…
Но никто ведь по нам не стрелял, все это мы сделали сами…
- Вы знаете, есть оружие, связанное с порохом или с атомной энергией, а есть и так называемое организационное оружие. Вас побеждают без единого выстрела. Америка победила Советский Союз с помощью этого нового оружия. Это новые технологии, новая культура, которая возникла на Западе и которой не обладал Советский Союз. Это оружие использует в том числе и наши слабости, наши противоречия. И Америка позитивно топчет русский народ и хочет избавить мир от русских людей - это великая заслуга Америки. Когда умрет последний русский, на дыбе или на штыке американского морского пехотинца, многие люди вздохнут с облегчением: ура, земля избавилась от этих русских!
Есть точка зрения, что проблема в том, что наша деревня опустела, а большая часть населения в наших
больших городах презрительно относится к труду…
- Не согласен. Во-первых, доля аграрного населения во всей Европе резко сократилась, а все-таки именно в городском населении происходит аккумуляция интеллекта. В эпоху Ренессанса итальянцы говорили, что культура - это песня города полям. Поэтому городское население разных стран - это квинтэссенция цивилизации. Здесь рождаются крупные идеи, школы, технологии, открытия, откровения, и концентрация людей с интеллектом гарантирует интеллектуальный взрыв, прорыв. Конечно, то, что мы разгромили крестьянство, разгромили после 1991 года, а не в 1930-е годы, - это ужасно.Колхозы и совхозы, оставив после себя руины дворов и ржавых водонапорных башен, исчезли после 1991 года.
Но Советский Союз перестал существовать не потому, что перестали существовать колхозы и совхозы. Нас разгромила особая культура, которая использовала лоббизм, использовала пятую колонну, создавала агентов влияния, использовала образы, которые нам навязали, использовала Голливуд как синтез этих лживых образов.
Вы считаете, что главная причина наших проблем - внешняя, а не внутренняя?
- Любой народ набит противоречиями. Америка наполнена противоречиями, там страшные расовые противоречия, огромные противоречия в регионах, Юг против Севера, там огромный государственный долг - триллионы! И они не распадаются. Потому что на них не направлено это оружие, это оружие у них, они им располагают. Они им перепахивают весь мир. Перепахали СССР, перепахали Ближний Восток, сейчас будут перепахивать Китай. Как этому противодействовать - не знаю.
Вы действительно считаете, что развитие России зависит от того, куда повернет
Путин
? Вам не кажется, что
последние события доказывают, что историю делает не Путин, а как раз движение снизу?
- Да, движение снизу, конечно. Я знаю, в Тверской области появилось два новых фермерских хозяйства, и от них начнется возрождение России. Говоря серьезно, если мы реальные политики, мы должны смотреть на политические потенциалы. Путин имеет самый сильный и серьезный потенциал. Все зависит от того, кто он - предатель или не предатель, от того, какое количество миллиардов он хранит в Гонконге или в Barclays Bank.
Путин является важнейшим фактором российской политики за последние 12 лет. И судьба сегодняшнего и завтрашнего поколений зависит от него, а не от какого-то движения снизу. Внизу пока одно дерьмо, и власть делает все, чтобы внизу ничего не появилось.
Вы видите такой тренд?
- Да, я вижу.
Вы себя считаете частью оппозиции или частью истеблишмента?
- Я не знаю, как меня классифицировать.
Когда-то вы были четкой оппозицией…
- Я и сейчас остаюсь оппозицией, но сама власть меняется, в самой власти возникают симптомы развития.
Я - русский империалист, поэтому симптомы имперскости, если они есть у власти, находят у меня понимание и поддержку. Я поддерживаю сильное, процветающее государство.