Суды начали выносить первые решения о компенсациях клиентам печально известного "Магазина хороших путевок". Компания "МСК", в которой была застрахована ответственность турфирмы, всячески затягивает рассмотрение и денег пострадавшие могут ждать долго.
На прошлой неделе Кировский и Куйбышевский районные суды вынесли первые решения по искам клиентов компании "Магазин хороших путевок" (МХП), рассказала dp.ru ведущий юрист Балтийской ассоциации защиты прав туристов Светлана Мержвинская. Требования истцов удовлетворены. Еще одно решение может быть вынесено во вторник.
Осенью прошлого года МХП не смог исполнить свои обязательства перед туристами. Первые пострадавшие узнали о том, что их отдых отменяется, прибыв в аэропорт. Вскоре офисы МХП закрылись, а глава компании Андрей Алмазов (раньше носил фамилию Шибаев) исчез. Всего у турфирмы осталось 1300 неисполненных договоров, говорит Светлана Мержвинская. В некоторых из них фигурируют по два человека, отмечает она. При средней стоимости путевки 20 тыс. рублей (а накануне краха МХП активно демпинговал), общие потери туристов могут приближаться к $1 млн.
Как раз на такую сумму (30 млн рублей) ответственность МХП была застрахована в компании МСК. Страховая компания объявила прием заявлений от туристов, однако выплаты не начала. Один из пострадавших опубликовал ответ страховщика в сети "ВКонтакте": "В настоящее время в распоряжении Страховщика отсутствуют вышеуказанные документы (вступивший в силу судебный акт или добровольное решение Страхователя, принятое по согласованию со Страховщиком), подтверждающие обязанность туроператора (ЗАО "СМП") возместить причиненный Вам реальный ущерб. В этой связи Страховщик предпринимает все предусмотренные действующим законодательством РФ меры, направленные на установление обязательств произошедшего события. По итогам ОАО "СГ МСК" уведомит Вас о принятом решении".
В январе туристы начали подавать иски в суды. На данный момент подано около сотни исков, говорит Светлана Мержвинская. Иски подаются в адрес ЗАО "Магазин хороших путевок" (агент), ЗАО "Сеть магазинов хороших и честных путевок" (туроператор) и ОАО "Московская страховая компания". В вынесенных решениях говорится о солидарной ответственности трех юрлиц. Кому и сколько должно платить каждое из них, суды не указывают, отмечает Светлана Мержвинская. Кроме того, решения могут быть обжалованы. Таким образом, получение денег затягивается на неопределенный срок.
Всячески затягивает рассмотрение и компания МСК. Например, она подавала ходатайство о приостановке одного из дел, поскольку в отношении Андрея Алмазова возбуждено уголовное дело и рассмотрение гражданского дела якобы может помешать. Впрочем, суд отказал в ходатайстве. "Борьба идет не на жизнь, а на смерть", - сетует Светлана Мержвинская. В МСК сегодня не смогли прокомментировать ситуацию.
После громких банкротств последнего времени клиенты турфирм в большинстве случае получали компенсации в течение нескольких месяцев. Однако были и другие примеры. Так, компания "Инногарант" обанкротилась вместе с застрахованной ею турфирмой "Капитал-тур". А страховки "Ланта тура" не хватило, чтобы полностью компенсировать путевки всем ее клиентам.
Такие случаи подрывают доверие клиентов к турфирмам, признает генеральный директор ICS Travel Group Дмитрий Шевченко. Например, сейчас у турфирм снизилась глубина продаж. Путевки на сентябрь пока продаются плохо. Однако он указывает на то, что альтернативы турфирмам, как правило, все равно нет. "Если при поездке в Европу есть масса вариантов индивидуального туризма, то по пляжному отдыху их не так много", - говорит Дмитрий Шевченко.
"Залогом того, что с компанией МСК можно будет общаться, пускай даже через суды, служит то, что за ней стоит серьезный акционер (банк ВТБ)", - говорит президент Союза страховщиков Петербурга Евгений Дубенский. Он уверен, что страховая компания выполнит свои обязательства перед туристами.
Недавно в России вступили в силу поправки в закон о туристической деятельности. Они обязывают турфирмы создать компенсационный фонд для экстренной помощи туристам и повышают размер финансовых гарантий.