ФАС заподозрила Сбербанк в навязывании своим заемщикам по потребительским кредитам страховых полисов государственного "Росгосстраха". Эксперты говорят, что это распространенная практика, с которой заемщики могут бороться и самостоятельно.
Петербургское управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) обратилось к петербуржцам с просьбой сообщить о фактах навязывания страхования жизни и здоровья при получении потребительского кредита в Сбербанке.
В сообщении говорится, что по этому поводу ФАС уже возбудила дела о нарушении антимонопольного законодательства. Из сообщения следует, что Сбербанк якобы навязывает своим заемщикам страхование в компании "Росгосстрах – Жизнь". Интересно, что основным владельцем как Сбербанка, так и "Росгосстраха" является государство.
В Сбербанке признали, что дело в отношении банка действительно возбуждено. "Однако банк не согласен с наличием в его действиях признаков нарушения закона о защите конкуренции и будет осуществлять защиту своих прав в соответствии с действующим законодательством", - заявили в пресс-службе Сбербанка. В "Росгосстрахе" комментариев пока не дали.
Участники рынка говорят, что навязывание страховок заемщикам – распространенная практика. "Это общая практика, к сожалению, когда банки навязывают заемщикам те или иные страховые компании", – говорит генеральный директор компании "Кредитный и финансовый консультант" Александр Гребенко.
"Зачастую бывает, что кредит под 10% банк выдает, а еще 20% заемщик вынужден платить за страховку", – сетует он. По словам Александра Гребенко, иногда условия обязательного страхования заемщика прописываются в кредитном договоре и в этом случае банк легко привлечь к ответственности, потому что это незаконно. Если же речь идет о неформальных отношениях банка и страховой компании, то доказать это будет сложнее.
"Страховки навязывают, но потребитель почти всегда может от этого уйти", – говорит генеральный директор юридического бюро "Правила страхования" Алексей Кузнецов. Менеджер банка может преподносить страховку как обязательное условие получения кредита, но в клиентском центре скажут, что это не так, приводит пример Алексей Кузнецов.
Страховые компании часто жалуются на то, что страхование жизни и здоровья в России по сравнению со странами Запада развито очень слабо. Поэтому страховщики заинтересованы в сотрудничестве с банками, отмечает Алексей Кузнецов.
Разбирательство в ФАС может негативным образом сказаться на новом проекте Сбербанка по продаже в своих офисах страховых полисов. В прошлом году банк заработал на этом 13,97 млрд рублей.
Справка: УФАС по Петербургу просит направлять сообщения о навязывании страховых услуг по электронному адресу: to78@fas.gov.ru.